16.07.2023

Дзогчен намкай. Намкай норбу ринпоче


20-го столетия Чогьял Намкай Норбу Ринпоче родился в восьмой день десятого месяца года Земляного Тигра (1938 г.) в Восточном Тибете в Кхаме близ Дэргэ. Говорят, что в этот день возле дома зацвели розы, хотя был декабрь месяц. Его отец был членом благородного семейства и часто занимал официальные посты в правительстве. Начиная с самого раннего возраста, он получал многочисленные передачи учения и посвящения от учителей, принадлежавших к разным школам тибетского буддизма. Когда ему было два года, он был признан воплощением Адзома Другпа из линии перерожденцев монастыря Гончен, который являлся одним из величайших мастеров Дзогчен начала двадцатого столетия. Намкай Норбу был учеником первого Кьенце Ринпоче, а также учеником Патрула Ринпоче. Оба этих блестящих учителя были лидерами внесектарного движения Римэ, развившегося в Восточном Тибете в девятнадцатом столетии. Адзом Другпа являлся мастером для многих учителей Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу по отцовской линии Тогден, который стал для него первым учителем Дзогчен . Когда Намкаю Норбу исполнилось 8 лет, он был признан также XVI Кармапой и Ситу Ринпоче воплощением выдающегося мастера Другпа Кагью Падма Карпо (1527-1592), исторического основателя государства Бутан.
С 8 до 14 лет Норбу Ринпоче учился в монастырском колледже, выполнял ритриты (медитативные затворничества) и учился у известных мастеров. В 1954 году, после завершения курса обучения, он был приглашён в Китай, в качестве участника делегации, представляющей тибетские буддийские монастыри. Там он преподавал тибетский язык в Ченгду (университет национальных меньшинств, провинция Сычуань). В Китае он приобрёл хорошее знание китайского и монгольского языков. В это же время ему посчастливилось встретиться с Конкаром Ринпоче, известным мастером традиции кагьюпа, от которого он получил множество учений.
Когда ему исполнилось 17 лет, он вернулся в свою родную провинцию Дэрге. Следуя видению, полученному во сне, Намкай Норбу встретился со своим коренным мастером Чангчубом Дордже, который вёл жизнь простого деревенского доктора и возглавлял общину, состоящую из практикующих мирян, йогов и йогинь. Кроме того, он был открывателем терма (скрытых духовных сокровищ). От этого мастера Норбу Ринпоче получил самое важное в его жизни посвящение в сущность учения Дзогчен , через прямое введение в переживание ригпа. Так Чангчуб Дордже стал для Намкая Норбу Коренным Мастером. Намкай Норбу оставался с ним почти год, часто помогая Чангчубу Дордже Ринпоче в медицинской практике в качестве секретаря.
После этого Норбу Ринпоче отправился в длительное паломничество в Центральный Тибет, Непал, Индию и Бутан. Вернувшись в Дэрге, на свою родину, он обнаружил, что политическая ситуация в стране сильно ухудшилась, поскольку китайская армия захватила Тибет. Продолжив путешествие по Центральному Тибету, он прибыл в Сикким. С 1958 по 1960 год он жил в Гангтоке (Сикким), где написал и отредактировал несколько тибетских книг, послуживших развитию правительства Сиккима. В 1960 году, когда ему было 22 года, профессор Джузеппе Туччи пригласил его в Рим для участия в исследованиях института по изучению Дальнего и Среднего Востока. С 1964 года Норбу Ринпоче является профессором восточного отделения Неаполитанского Университета, где он обучал студентов тибетскому и монгольскому языкам, а также истории тибетской культуры.

Намкай Норбу провёл глубокие исследования исторических корней тибетской культуры, уделив особое внимание изучению малоизвестных литературных источников традиции Бонпо и культуре древнего государства Шанг-Шунг. В 1983 году Норбу Ринпоче организовал первый Международный конгресс по тибетской медицине в Венеции. Через некоторое время он начал проводить обучающие ритриты в разных странах, на которых давал практические наставления по практикам Дзогчен внесектарного характера, а также по Янтра-йоге, тибетской медицине и астрологии. Кроме того, Намкай Норбу Ринпоче является автором более десятка книг по учению Дзогчен и традиции Бонпо . В начале двадцать первого века он продолжал передавать знания по всему миру, предоставляя каждому желающему реальную возможность получить глубокие наставления и посвящения в духовные практики Дзогчен.

  • Лекции и трактаты.
    • "Зеркало-Драгоценность" древней истории Жанжунга и Тибета (pdf 171 Kb.).
    • Дзогчен – самосовершенное состояние.
    • Дзогчен – состояние самосовершенства (2001. pdf 1,26 Mb.).
    • Кристалл и путь света. Сутра, Тантра и Дзогчен (pdf 1,16 Mb.).
    • Дзогчен и Дзэн (pdf 139 Kb.).

Чогьял Намкай Норбу родился в 1938 году в Дерге в Восточном Тибете. В 3-летнем возрасте он был узнан многими высокими тибетскими учителями как воплощение Адзома Другпы - великого учителя Дзогчен - и получил полное традиционное образование, соответствующее его рангу тулку (перерожденца). Помимо теоретических дисциплин, он получал наставления от многих учителей различных буддийских школ и выполнял практики под их руководством. В 18 лет он встретил своего коренного учителя Чангчуба Дордже, благодаря которому смог полностью пробудить своё духовное знание.

В 1960 г. профессор Дж. Туччи пригласил его в Рим для исследовательской работы в Восточном институте. Впоследствии Чогьял Намкай Норбу занимал должность профессора тибетского и монгольского языка и литературы Института востоковедения Неаполитанского университета, где работал до 1992 года и внес большой вклад в развитие тибетологии на Западе.
В середине 70-х, впервые в западном мире, он по просьбе учеников начал передавать Учение. Сейчас Чогьял Намкай Норбу - один из главных ныне живущих учителей Дзогчен. Он является основателем международной Дзогчен-общины, института Шанг-Шунг и организации A.S.I.A., которая помогает тибетским школам и больницам. Много лет он неустанно путешествует по миру, передавая учение Дзогчен и посвящая себя заботе о тибетской культуре.

Биография Чогьяла Намкая Норбу

Эта краткая биография была первоначально опубликована во втором издании книги Намкая Норбу Ринпоче "Ожерелье из драгоценного камня Дзи: история культуры Тибета" на тибетском языке, выпущенную информационной службой Его Святейшества Далай-ламы.
Чогьял Намкай Норбу родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли - Тигра (1938 г.). Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон. 

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было два года, Палъюл Карма Янсрид Ринпоче и Шечен Рабджам Ринпоче узнали в нем воплощение Адзома Другпа. Адзом Другпа был учеником Первого Кенце Ринпоче - Джамьянга Кенце Вангпо (1829-1892гг.), а также учеником Патрула Ринпоче. Оба знаменитых Учителя были лидерами Римэ - внесектарного движения в Восточном Тибете в девятнадцатом веке.
Адзом Другпа получал передачу наставлений от своего коренного Учителя Жамьянга Кенце Вангпо тридцать семь раз, а от Патрула Ринпоче он принял полную передачу Учения Лончен Ньинтиг и наставления по Ца-лунг.
Затем Адзом Другпа стал тертоном - открывателем скрытых Учений Терма, имея видения и указания от самого Всеведающего Жигме Лингпа. В то время ему было тридцать лет. Адзом Другпа жил и учил в Адзомгаре, в Восточном Тибете и стал Учителем многих мастеров Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу Ринпоче по отцу Тогдэн Ургьен Тензин, который и стал его первым Учителем Дзогчен.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение ума Нгаванга Намгьяла Лхобруга Шабдуна Ринпоче (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были дхармараджами - светскими и духовными правителями Бутана.

Путь к дзогчен

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления Дзогчен от Дзогчен Хан Ринпоче. С восьми до четырнадцати лет Намкай Норбу Ринпоче учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также "Забмо Дандон" Кармапы Ранджунга Дорже. Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты.

Затем со своим дядей Тогдэн Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрме Дорже и передал Намкаю Норбу Ринпоче посвящение в цикл Учений Лонгчен Ньинтиг.
В 1951 году, когда Намкаю Норбу Ринпоче было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину, жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини, и принять от нее посвящение. Эта женщина - Учитель по имени Аю Кхадро Дорже Палдрон (1838-1953гг.) была ученицей великого Жамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула, а также старшей современницей Адзома Другпа. В это время ей было сто тринадцать лет, и она уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в созерцании.
Намкай Норбу Ринпоче принял от Аю Кхадро, в частности, передачу Учений Лонгчен Ньинтиг и Кхадро Янтиг, в котором основной практикой является созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные терма ума, такие как практика Львиноголовой Дакини - Симхамукхи.

В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном Университете малых национальностей в Ченду. В Китае он встретил знаменитого Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы, Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу Ринпоче достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.

Вернувшись в семнадцать лет домой, в Деге и, следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге. Чжангчуб Дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа, Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) - знаменитого Учителя Дзогчен школы Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении Дзогчен - Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих - йогов и йогинь.
От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу Ринпоче принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание Дзогчен. Некоторые передачи он принял также от сына Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.
После этого Намкай Норбу Ринпоче отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан. Вернувшись на родину, в Деге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и лавину насилия. Он вынужден был спасаться в Центральном Тибете и добрался до Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. он работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного Департамента Развития Сиккима.

Деятельность Намкай Норбу Ринпоче в западном мире

В 1960 году, когда ему было двадцать два года, Намкай Норбу Ринпоче поехал в Италию, по приглашению профессора Джузеппе Туччи и на несколько лет поселился в Риме. С 1960 по 1964 гг. он занимался исследовательской работой в Итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока. Получая стипендию Рокфеллера, он работал в тесном контакте с профессором Туччи, и вел семинары по йоге, медицине и астрологии.

С 1964 года Намкай Норбу Ринпоче работал профессором Восточного факультета Университета Неаполя, где он преподавал тибетский язык и историю тибетской культуры. Он провел обширное изучение исторических источников тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году, Намкай Норбу Ринпоче собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в Венеции.
С середины семидесятых Намкай Норбу Ринпоче начал учить Янтра-йоге и созерцанию Дзогчен нескольких учеников из Италии. Растущий интерес к этим учениям убедил его еще более посвятить себя этой деятельности. Вместе со своими учениками он основал первую Дзогчен Общину в Арчидоссо в Тоскании, позже основав и другие центры в различных частях Европы, России, США, Южной Америке и Австралии.
Материал взят с сайта

Это отрывок из более обширного комментария мастера дзогчен Намкая Норбу Ринпоче к практике Гуру Дракпура, которая выполняется в одной из линий тибетского буддизма. В этом отрывке он подробно поясняет, как влияют на жизнь людей восемь класов живых существ, отличных от людей и для большинства людей невидимых. И какое отношение они имеют к болезням, войнам и революциям.

Наблюдая за тем, что происходит с моими друзьями и знакомыми в связи с событиями на Украине и в Крыму, я чувствую важным рассказать о том, что есть еще и такой возможный взгляд на эти события. Я надеюсь, что кого-то этот текст заставит стать чуть более внимательным, остановиться на миг в вынесении оценок и суждений, а также в совершении действий, которые могут привести к усилению вражды между людьми. Полный текст комментария можно прочитать здесь.

Тескт © Намкай Норбу Ринпоче.

Перевод с английского © Дмитрий Айнабеков,

© Shang Shung Edizioni, 2007

Вредоносные силы и влияния различных классов существ.

Важно знать, что мы имеем в виду, когда говорим о вредоносных силах и влияниях. Многие рассматривают вредоносные воздействия как нечто связанное с функцией элементов. В какой-то мере эти явления действительно связаны с материальным миром. Например, если оказаться в очень загрязненном месте, это может сразу же нанести какой-нибудь ущерб здоровью. Вот что подразумевается под «вредоносным влиянием обстоятельств». Однако есть множество других вредоносных влияний, в особенности тех, что связаны с могущественными классами существ, которые управляют энергией и воздействуют на других.

Как правило, люди не верят в такие вещи, но, тем не менее, им приходится страдать от их последствий. Иногда мы говорим о враждебных энергиях, иногда о действиях некоторых классов существ. Например, последователи всех традиций: сакья, гелуг, ньингма и кагью - делают пуджи Махакале (тиб. Гонпо). Если спросить их, что они делают, они ответят: «Я делаю пуджу защитнику, дхармапале». Но некоторые делают пуджу, не зная в точности, что такое Махакала. И, долгое время делая пуджу, они затем спрашивают: «Махакала - это некая сила или существо?». На самом деле они не знают, что же они делают. Поэтому очень важно отчетливо это понимать.

Махакала - это не только сила; Махакала - существо, или некто, обладающий сознанием. Также махакала - это один из классов существ. Существа этого класса, называемые махакалами, очень энергичны и способны оказать свое вредоносное воздействие на любого. Чтобы обуздать этот класс махакал, Авалокитешвара, пробужденное существо, проявился во множестве обликов. По мнению последователей школы кагью, в особенности другпа-кагью, Чакрасамвара тоже проявился, чтобы подчинить этот класс существ.

Махакалы представляют собой не один род существ. Класс махакал объединяет много разновидностей. Например, Авалокитешвара проявился в облике Махакалы Манинг, или Гонпо Манинг. Махакала Манинг - это не обычное существо из класса махакал; он - проявление Авалокитешвары, проявившегося в их облике, чтобы получить возможность общаться с махакалами.

Будда Шакьямуни - пробужденное существо. Он принял человеческий облик, чтобы, живя в Индии, суметь войти в контакт с людьми и общаться с нами обычным образом. Точно так же Авалокитешвара проник в измерение махакал и проявился как огромный и очень могущественный махакала. Таким образом, он смог управлять этим классом существ…

Авалокитешвара - это не единственное пробужденное существо. Существует великое множество пробужденных, и все они обладают всеведением, бесконечной мудростью и способностью проявляться и подчинять себе все разнообразные классы существ. Почему им нужно подчинять эти разнообразные классы существ? Некоторые из этих классов обладают огромной мощью, но эта мощь направлена лишь на то, чтобы причинять вред и нести беды другим. Хотя есть некоторые могущественные существа, получившие передачу от проявлений самбхогакаи, большинство остальных по своей природе очень свирепы и вредоносны. Вот почему они всегда несут беды и причиняют нам вред, в особенности, если мы провоцируем их.

Возможно, нам кажется, что мы не сделали ничего, что могло бы их спровоцировать, но это не так. Мы всегда делаем что-то, что их раздражает. Прежде всего, мы совершенно ничего не знаем об этих классах существ. Говорят: «Я не верю в этих духов или еще каких-то существ, потому что никогда никого из них не видел!». Мы считаем, что это обоснованно и вполне логично, но на самом деле никакой логики здесь нет. Нельзя отрицать что-либо по той причине, что мы этого не видим.

Мы неспособны увидеть и предмет, находящийся от нас слишком далеко; так что недопустимо слепо отрицать что-то лишь потому, что мы не можем этого видеть. Например, я не могу видеть всю вселенную, но не вправе отрицать ее существование только потому, что не вижу. Мы не можем отрицать существование того, что существует в другом времени - в прошлом или будущем. Существует так много существ и ситуаций, которых мы не можем видеть! Убедиться в этом очень просто.

Например, гуляя по лесу, среди деревьев можно увидеть много животных, насекомых. Там есть и множество существ, которые неспособны видеть нас. Это не значит, что на самом деле мы для них не существуем: просто у них нет способности видеть нас. Они не могут опровергнуть нашего существования. Точно так же и мы не можем видеть много разновидностей существ, которые намного больше или могущественнее нас. Так устроен наш мир. Если мы в них не верим и думаем, что их не существует, это просто свидетельствует о нашей умственной ограниченности.

Возможно, прямо перед нами, в нашем измерении, находятся миллионы существ, но мы их не воспринимаем. Например, просветленное существо с развитой ясностью может также видеть существ бардо, обладающих только психическим телом. Мы не можем видеть психическое тело обычным зрением, но если мы на самом деле развили в себе ясность, то они тоже становятся для нас видимыми.

Вот почему некоторые учителя говорят, что в бардо на маленьком участке пространства пребывают миллионы существ. Иногда, глядя в небо, можно увидеть бесконечное множество точек, похожих на сияющие звезды. С этим сравнивают бесконечное множество существ бардо: так мы можем представить бесконечное число живых существ.

В современном обществе множество людей, не верящих, что другие могущественные существа на самом деле существуют. Здесь важно понимать ситуацию. Это не значит, что надо верить слепо. Вместо того чтобы принимать на веру любые утверждения о существовании какого-то божества или духа, необходимо немного подумать. Тогда мы можем что-то обнаружить и понять.

Например, во вселенной есть множество измерений; мы можем это понять с помощью науки. Мы говорим о существовании многих галактик и солнечных систем и знаем, что у этих звезд - необъятные измерения. Но если есть такие измерения, то почему бы там не быть и существам? Разве можем мы быть уверенны, что существуют только люди? Кто может гарантировать, что есть только люди, кошки и собаки?

Просто смешно ставить себе какие-то рамки и жить в них. Это всего лишь проявление нашего человеческого эго. Мы думаем, что знаем всё, но на самом деле не можем выйти за пределы возможностей наших органов чувств. Вот почему мы не верим, что есть другие существа. Если же кто-то утверждает, что эти существа есть, то мы думаем, что должны согласиться с этим мнением. Необходимость - не в том, чтобы разделить это мнение, а в том, чтобы сломать свою ограниченность. Только и всего.

Если вы сломаете свою ограниченность, то сможете понять, что подразумевается под вселенной и ее существами. Таким знанием обладают индийцы, индейцы и аборигены Австралии; мы же, ничего не зная об особенностях этих существ, не принадлежащих к человеческому роду, навлекаем на себя их ярость.

Мы также говорим, что все эти существа были нашими отцами и матерями. Хотя это не обязательно означает, что они все были нашими отцами и матерями в физическом смысле, подразумевается, что в этом измерении мы живем вместе с другими. Однако мы эгоистичны: мы всегда думаем, что нам принадлежит это место или эта земля.

Например, если у вас есть сколько-то соток земли, вы считаете: «Это - моя земля!». По закону это ваша земля. Если кто-нибудь зайдет на нее и станет своевольничать, вы этого не допустите. Вы считаете себя полноправным владельцем своей земли, но на самом деле вы не единственный хозяин. Есть много хозяев, больших и маленьких. Большой хозяин- охранитель местности, которого вы не можете видеть, но который также владеет этой землей. Совершая неправильные поступки, вы можете его разгневать.

На вашей земле есть и много мелких хозяев. Например, присмотревшись, вы увидите много птиц, мышей и других мелких животных. Еще есть много маленьких муравьев, которые на самом деле тоже чувствуют себя хозяевами этого места. И им нет дела до ваших прав на собственность. Если вы предпримете что-нибудь против них, они постараются вам навредить. И пусть они не смогут нанести большого урона, но, по крайней мере, попробуют покусать вас! На этом примере вы можете понять, что такое провокация.

Я расскажу вам одну подлинную историю из собственной жизни. В 1954-55 годах я находился в Китае, потому что меня пригласили принять участие в одной конференции. Тогда китайские чиновники пригласили всех, кто носил высокий титул. После конференции была организована поездка по Китаю, а на обратном пути меня вынудили преподавать в школе ста шестидесяти ученикам.

Мне казалось, что я слишком молод, чтобы учить. Мне было лишь семнадцать, и я только что окончил монастырскую школу и хотел продолжить учебу, но меня не отпустили. Кангкара Ринпоче (1903-1956) тоже заставили преподавать там. Он был наставником Гьялва Кармапы Шестнадцатого (1924-1981), и я тоже получал у него учения. Итак, мы разбили учеников на два класса. Он учил в одном, а я в другом. Приблизительно через год, в 1955 году, Кангкар Ринпоче отправился в Пекин, а я остался со своими учениками в Тарцендо, которое также называют Таченлу или Кандинг. Поскольку я был вынужден остаться там, и не хотел терять время, то стал изучать китайский язык, политику т. д.

Однажды ко мне подошла одна из моих подопечных и попросила сделать что-нибудь для ее знакомой, которая обезумела и непрестанно билась в конвульсиях. Я не мог открыто покинуть школу: хотя культурная революция еще не началась, я знал, какова обстановка. Так что я отправился к этой женщине тайно, в свое свободное время. По прибытии я увидел беснующуюся пожилую женщину и двух молодых людей, пытавшихся ее удержать.

Я не знал, что и делать. Я помнил, что мой дядя очень хорошо успокаивал сумасшедших, но он обладал огромной силой. К нему часто приводили сумасшедших, и он бил их книгой садханы до тех пор, пока они не успокаивались. Я же никогда такого не делал и даже не знал, подействует ли это, если я попробую сделать то же самое.

За несколько лет до этого я выполнял особую практику Сингхамукхи и после этого затворничества часто с успехом использовал ее мантру, а потому я доверял ее силе. Итак, я попросил принести мне риса и прочитал мантру Сингхамукхи, чтобы освятить рис. Я представил, как преображаюсь в Сингхамукху, рассыпающую искры, чтобы устранить все вредоносное, объединил рис с искрами и стал бросать рисовые зерна в эту женщину.

Она заметалась еще больше, вопя, что горит. Остальные едва могли ее сдерживать, но я продолжал бросать в нее рис. Женщина вопила и рыдала, но постепенно ослабла, и, когда освященный рис закончился, она все еще всхлипывала, но совсем обессилела. Она пролежала в постели, не вставая, два или три дня. После этого она полностью пришла в себя и стала своего рода медиумом. Время от времени ею овладевали странные ощущения, и она становилась посредником для местного охранителя.

Однажды я пошел посмотреть на нее в роли медиума. Когда ее о чем-то спросили, она ответила: «Я - охранитель Шара Лхаце». Шара Лхаце - очень известный местный охранитель в этой части Восточного Тибета. Если ехать полдня на машине на восток от Тарцендо, вам встретится гора, затем долина, а с правой стороны долины - знаменитая гора.

Та женщина, ставшая медиумом, попросила нас заново отстроить опору охранителя того места, который попросил ее об услуге: «Мою старую опору разрушили китайцы, превратившие это место в пашню». Мы спросили ее, где была та опора, и она ответила, что в Атале. Женщина-медиум была не местная и даже не знала тех краев; но, когда мы спросили ее, как была разрушена опора, она рассказала, что китайские солдаты разрушили опору, что была построена на холме, и распахали всю землю. Затем через нее тот местный охранитель вынес приговор виновнику - командиру китайских солдат. Она сказала нам его имя.

Вернувшись в школу, я расспросил учеников из этой области, так как некоторые были из самого Атала. Я спросил, действительно ли там была опора этого охранителя. Ученики сказали, что это именно так, и что командира военных разбил паралич. Его не смогли вылечить на месте, и он провел около года в столице той области, но безуспешно. Затем его забрали в Ченгду, самый большой город провинции, и никто не знал, что с ним случилось - жив он или умер. Это конкретный пример того, что определенные вещи не зависят от того, веришь ты в них или нет. Ведь китайский офицер явно не верил во вредоносные воздействия, но, тем не менее, ему пришлось поплатиться за содеянное.

Ныне подобное происходит и на Западе. Люди тяжко расплачиваются за беспокойство, которое причиняют другим существам. Но они не осознают этого. Порой, хотя на вас наслали вред, вы можете не сразу это ощутить, потому что ваша энергия сильна и ваши элементы пребывают в равновесии. Пока что вы можете не испытать никаких последствий, но вы живете во времени, и никто не знает, что будет в следующем месяце. Так что, когда вы будете не в лучшей форме, направленное на вас вредоносное воздействие может проявиться.

Многие болезни и другие бедствия насылаются теми или иными классами могущественных существ. Если вы стали причиной ярости таких существ, то их вредоносное влияние распространяется не только на вас лично, но на всю вашу семью. В таком случае вы будете расплачиваться до тех пор, пока существует ваша семья. В семье тот, кто слабее и уязвимее, первым становится жертвой вредоносного воздействия.

Если ваша семья находится под таким влиянием, то приходится расплачиваться всей семье, верят домашние в это или нет. В семье могут быть разные ситуации. Если ваша энергия или условия ее деятельности безупречны, то в этот момент вы не получите ничего вредоносного; но тот, чья энергия ослаблена, расстроена или ущербна, испытает этот вред. По этой причине порой необходима своего рода защита для преодоления таких вредоносных влияний.

Как деятельность человека может стать причиной вредоносных воздействий.

Сегодня многие говорят об экологических проблемах; однако если вы хотите добиться чего-то в области экологии, то недостаточно сохранять лишь травы, цветы и деревья. Мы должны понять главное в экологии и привести человека к гармонии с измерением, в котором он живет. Прежде всего, вы должны понять силу энергии субъекта, объекта и их взаимосвязь. Недавно я постарался перечитать многие книги учения Дешег кагъе - «Восемь разделов», цикла учений традиции ньингма, в особенности связанного с восемью классами существ. У нас много таких болезней, как рак и опухоли, а теперь еще и СПИД.

Все эти болезни связаны с вредоносными влияниями. Если мы невластны над этими вредоносными энергиями, а просто пытаемся лечить такую болезнь лекарствами и процедурами, она неизлечима. Но мы знаем, что это за вредоносная сила и какую практику выполнять, чтобы ее сдерживать, и выполняем эту практику в сочетании с лечебными процедурами и лекарствами, тогда это действительно помогает. Поэтому очень важно понимать, каковы эти вредоносные силы.

Если мы провоцируем какие-нибудь классы существ, они насылают на нас свои вредоносные воздействия, и у нас могут быть большие неприятности. Например, у нас повсюду сжигают мусор, особенно пластик, - чаще всего в больших городах. Это чрезвычайно опасно, поскольку провоцирует класс мамо. Вообще говоря, даже просто сжигание плохо пахнущей одежды может вызвать раздражение мамо. А жечь пластик - намного хуже. Никто об этом не думает.

Люди считают, что сожжение мусора - это уборка и очищение, однако если дым попадает в окружающую среду - это очень опасно. Мы совершаем такие действия из-за недостатка собственной ясности. Тот, кому недостает ясности и кто об этом не думает, провоцирует иных существ и вынужден расплачиваться. Было бы лучше создать современные устройства, которые не производят ни дыма, ни пепла.

Кое-где люди взрывают горы и скалы и полностью их разрушают. Конечно, если там живут местные охранители, это вызовет их ярость. Даже если местный охранитель мал и не слишком влиятелен, он все равно принадлежит к определенному классу.

У нас в обществе схожая ситуация. Если французские рыбаки отправятся за рыбой к берегам Северной Африки, то они отчасти лишат рыбы местных рыбаков. Хотя простой рыбак не столь важная фигура для французского правительства, тем не менее, он гражданин Франции. А потому французское правительство заступится за него перед государством Северной Африки, и, если стороны не придут к соглашению, это может повлечь за собой большие неприятности.

Порой мы испытываем на себе и воздействие природной энергии, потому что, когда энергия субъекта и объекта не уравновешенна, у нас могут быть неприятности. Однако многие вредоносные влияния связаны с существами восьми классов. И поэтому мы выполняем практики проявлений [просветленных существ].

Сдерживание вредоносных сил с помощью проявлений (просветленных).

В целом, все разнообразные существа подразделяются на восемь классов. Это общее подразделение, потому что в одном классе могут быть сотни подклассов. Проявления просветленных существ обрели власть над восемью классами, наложив на них обет повиновения…

Каждый класс способен на то или иное вредоносное действие. Того, кто потревожил класс за, может разбить трудноизлечимый паралич. Рак связан с влиянием класса цен, и заразные заболевания тоже связаны с подобными влияниями. А расстройства лимфы и кожные заболевания связаны с влиянием нагов. Однако помимо болезней есть множество других разновидностей причиняемого вреда. Например, мамо порождают раздоры, конфликты и войны, а также такие смертоносные эпидемии, как холера.

Способ преодоления всех этих вредоносных влияний - прибегнуть к соответствующему проявлению просветленных…

Как я уже сказал, в ньингма есть учения Дешег кагъе, связанные именно с восемью классами существ. Последние три из этих учений содержат объяснения о защитниках, о различных проявлениях просветленных существ в облике защитников и об истинном месте различных классов существ. Также там содержатся объяснения взаимосвязей между людьми и этими классами, того, чем мы, люди, можем их спровоцировать, и какое наказание можем за это понести. Если вы почитаете и изучите эти книги, то сможете узнать больше, однако вы не найдете одной книги, в которой были бы собраны все эти объяснения. Я думаю, эти сведения очень важны.

Те, кто практикует Дзогчен, подчас думают: «Если мы пребываем в знании Дзогчена, то что нам защищать? Защищать нечего». Конечно, если вы действительно пребываете в знании Дзогчена постоянно, если вы объединены с этим состоянием, то вам не нужна никакая защита. Но вам нужно понаблюдать за собой. Сколько часов в день вы на самом деле находитесь в этом состоянии? Если вы отвлекаетесь, как это обычно бывает, то, разумеется, можете столкнуться с любыми неприятностями…

Не следует путать воззрение с вашим поведением, с тем, как вы себя ведете… В противном случае вас ждут неприятности. Умозрительное понимание Дзогчена - это не истинное знание. Оно не объемлет нашего истинного состояния. Вот почему нам нужно осознавать происходящее вокруг, чтобы преодолеть и устранить возможный вред.

Класс гьялпо и насылаемый им вред.

Гьялпо - один из восьми классов. Гьялпо - очень обширный класс и также очень опасный. Где действуют вредоносные гьялпо, там люди становятся очень нервными; где гьялпо, - там войны, конфликты, бедствия и серьезные беспорядки. Даже если вы никак не затрагиваете гьялпо, иногда, когда вы очень уязвимы, они могут наслать на вас какой-то вред. Кроме того, и вполне мирные люди, если они пассивны и у них есть слабые места, могут стать жертвой гьялпо, в особенности если у них есть какие-либо отношения с ними. Ныне в нашем обществе класс гьялпо - настоящая проблема.

Вредоносное влияние гьялпо существует повсеместно. Побывав в Китае, Монголии и России, я наблюдал много таких явлений, происходящих от класса гьялпо. Чтобы подвергнуться вредоносному воздействию гьялпо, должен быть также канал связи. Как правило, если мы напрямую не провоцируем их, то и не получаем особых неприятностей, но порой, пусть мы их и вовсе не провоцируем, но есть канал связи с гьялпо, мы можем ощутить на себе их влияние.

В древние времена где-то в Монголии жил очень сильный и могущественный гьялпо. Затем Гypy Падмасамбхава подчинил этого гьялпо, который стал впоследствии охранителем храма Самье. Этого гьялпо зовут Гьялпо Пехар. Он - один из главнейших гьялпо, одно из важнейших существ этого класса. Гуру Падмасамбхава встретился с Пехаром и покорил его. Так Гьялпо Пехар стал защитником храма Самье. Так что мы считаем Пехара важным охранителем.

Ныне официальный оракул Тибета, которого называют Нэчунг Чоянг, - один из служителей Гьялпо. Хотя Пехар принадлежит к классу гьялпо, у него есть обязательство перед Гуру Падмасамбхавой, поэтому он не станет вам вредить. Например, если вы делаете практику с пуджей Гьялпо Пехару, он будет защищать вас. Однако вы можете на деле заметить, что простое выполнение практики Пехара может сделать вас очень нервным - такова уж природа класса гьялпо; так что, делая эту практику, вы можете подвергнуться такого рода влиянию.

Например, еще в детстве, когда я учился в монастырской школе, я знал, что храм Самье очень важен, потому что это единственный храм, построенный Падмасамбхавой во время его пребывания в Тибете. А так как охранитель этого храма - Гьялпо Пехар, я думал, что он, должно быть, тоже очень важен. Делая пуджу охранителям, я всегда включал в нее практику Гьялпо Пехара. Позже мне стало казаться, что Гьялпо Пехар очень хороший и что мне нужно побольше делать его практику. Но потом я узнал, каковы особенности вредоносного влияния класса гьялпо, и заметил, что, когда я выполнял практику Гьялпо Пехара, я становился несколько более нервным и несобранным, так что я подумал, что лучше больше ее не делать. И с той поры я ее уже не делал.

Есть гьялпо и другого рода - не только обладающие благими качествами и принявшие на себя обязательства. Вообще говоря, в этом классе существуют сотни и тысячи менее важных гьялпо. У них есть множество слуг. Многие из этих существа предстают как охранители, и у всех этих охранителей есть обязательства; как у Гьялпо Пехара есть обязательства перед Гуру Падмасамбхавой. Делая какие-либо практики гьялпо, мы становимся очень нервными, потому что вредоносное влияние гьялпо делает человека беспокойным и сводит с ума (вообще, гьялпо известны тем, что вызывают безумие).

Есть много злых духов, подпавших под власть класса гьялпо. Собственно, это не гьялпо, а так называемые церсеб, цернгэн или гъялнгэн. Гьялнгэн означает «злой гьялпо» (злые духи вообще называются дренгэн: дре - это «дух», а нген - «плохой» или «злой»; в сочетании с гьял- сокращением от гьялпо - получается слово гьялнгэн, т. е. «злой гьялпо»; духа гьялпо называют также дрегъял), и, как правило, наши неприятности связаны с этой разновидностью гьялпо. В Тибете прибегают и этой разновидности охранителей, в особенности в сакья и гелуг.

Есть злые духи, которыми стали, в частности, некоторые практики, получавшие учения Ваджраяны, а потом совершившие очень тяжкие нарушения самаи. В результате каких-то неблагоприятных обстоятельств они становятся злыми духами. Поскольку от природы существа класса гьялпо наделены большой продолжительностью жизни, которая может длиться восемьдесят тысяч лет, тот, кто становится гьялпо, остается им надолго.

Примеры вреда, причиняемого гьялпо.

Многие проблемы, стоящие ныне перед нашим миром, порождены классом гьялпо. Один из примеров - Югославия, где есть две или три этнических группы, и каждая считает, что она важнее остальных, а потому они воюют друг против друга. Но на самом деле они могут жить в мире, потому что их разногласия не очень-то существенны. И так происходит не только в такой небольшой стране, как Югославия, но во всем мире. Мы все могли бы жить в мире и гармонии, но люди эгоистичны.

В учении Дзогчен говорится, что причина рождения человеком - гордость. Это поистине так, а мы раздуваем ее еще больше. Когда вода в котле кипит, то, если вы подольете в огонь масла или добавите дров, вода будет кипеть еще больше. Когда к гордости, причине рождения человеком, добавляется эгоизм и слабость, мы становимся жертвой вредоносного влияния. Там, где дела обстоят таким образом, гьялпо ликуют, а люди терпят всевозможные бедствия.

Культурная революция в Китае и недавняя резня в Руанде между двумя народами, живущими в одной стране, -тому примеры. Все это спровоцировано гьялпо. Другой пример. Гьялпо насылают вред не только на людей, но и на животных, например на коров и овец, которые заболевают бешенством. Это то, что случилось в Англии (где вспыхнула эпидемия коровьего бешенства). Так что ситуация действительно очень опасна, и мы должны это понимать.

Намкай Норбу Ринпоче

Намкай Норбу Ринпоче родился в деревне Геуг, в районе Деге, в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли - Тигра (1938 г.). Его отца звали Долма Церинг, он был из благородной семьи и служил некоторое время чиновником местного управления области, его мать звали Еше Чодрон.

Когда Намкаю Норбу было восемь лет, Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче узнали в нем воплощение Ума Нгаванг Намгьял Лхобруг Шабдун Ринпоче (1594-1651гг.). Этот Учитель был воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо (1527-1592гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан . Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были Дхармараджами - светскими и духовными правителями Бутана.

Еще ребенком Намкай Норбу Ринпоче получил наставления Дзогчена от Дзогчен Хан Ринпоче . С восьми до четырнадцати лет Намкай Норбу учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он стал знатоком Абхисамаяланкары. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, изучил тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию, а также "Забмо Дандон" Кармапы Ранджунга Дорже . Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты .

Затем со своим дядей Тогдэн Ургьен Тензином он удалился в пещеру для созерцания Ваджрапани, Симхамукхи и Белой Тары. В это время из центрального Тибета вернулся сын Адзома Другпа Гьюрмед Дорже и передал Намкаю Норбу посвящение в цикл Учений Лонгчен Ньинтиг .

В 1951 году, когда Намкаю Норбу было четырнадцать лет, его наставник посоветовал ему разыскать женщину, жившую в местности Кадари, которая была воплощением самой Ваджрайогини и принять от нее посвящение. Эта женщина учитель по имени Аю Кхандро Дорже Палдрон (1838-1953гг.) была ученицей Великого Джамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула , а также старшей современницей Адзома Другпа . В это время ей было сто тринадцать лет, и уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ритрите в созерцании. Намкай Норбу принял от нее, в частности передачу Учений Лонгчен Ньинтиг и Кхандро Янтиг , в котором основной практикой является созерцание в темноте. Кроме того она даровала ему свои собственные Терма Ума, такие как практика Львиноголовой Дакини - Симхамукхи .

Намкай Норбу Ринпоче

В 1954 году Намкай Норбу Ринпоче был приглашен посетить Китайскую Народную Республику в качестве представителя тибетской молодежи. Он преподавал в Китае тибетский язык в Юго-Западном Университете малых национальностей в Ченду. В Китае он встретил знаменитого Ганкар Ринпоче (1903-1956гг.) и услышал от него разъяснения Шести Йог Наропы , Махамудры и наставления по тибетской медицине. В этот период Намкай Норбу достиг совершенства в изучении китайского и монгольского языков.

Вернувшись в семнадцать лет домой, в Деге и, следуя видению, полученному во сне, он отправился на встречу со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1826-1978 гг.), жившем в уединенной долине к востоку от Деге. Чжангчуб дорже был родом из области Ньяронг, что у границы с Китаем. Он был учеником Адзома Другпа , Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче (1859-1935гг.) - знаменитого Учителя Дзогчен школы Бонпо. Ньягла Пема Дуддул и Шардза Ринпоче достигли высшей реализации в Учении Дзогчен - Тела Света. Чжангчуб Дорже был практикующим врачем и возглавлял в своей долине общину, называвшуюся Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя всем необходимым и целиком состояла из практикующих - йогов и йогинь. От Чжангчуба Дорже Намкай Норбу принял посвящение и передачу основных разделов Дзогчена: Семдэ, Лонгдэ и Меннагдэ. Но что более важно, этот Учитель ввел его непосредственно в переживание Дзогчена. Некоторые передачи он принял также от сына Учителя. Он оставался в Ньяглагаре почти год, часто помогая Чжангчубу Дорже в его медицинской практике и служа ему в качестве секретаря.

После этого Намкай Норбу отправился в долгое паломничество в Центральный Тибет, Индию и Бутан. Вернувшись на родину, в Деге, он застал ухудшившуюся политическую ситуацию и лавину насилия. Он вынужден был спасаться в Центральном Тибете и добрался до Сиккима уже как политический эмигрант. Там, в Гантоке, с 1958 по 1960 гг. он работал как автор и издатель тибетской литературы для Правительственного Департамента развития Сиккима. В 1960 году, когда ему было двадцать два года, Намкай Норбу поехал в Италию, по приглашению профессора Джузеппе Туччи и на несколько лет поселился в Риме. С 1960 по 1964 гг. он занимался исследовательской работой в Итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока. Получая стипендию Рокфеллера, он работал в тесном контакте с профессором Туччи, и вел семинары по йоге, медицине и астрологии.

С 1964 года, по настоящее время Намкай Норбу Ринпоче является профессором восточного факультета Университета Неаполя, где он преподает тибетский язык и историю тибетской культуры. Он провел обширное изучение исторических источников тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году, Намкай Норбу Ринпоче собрал первую международную конференцию по тибетской медицине, состоявшуюся в Венеции.

Продолжая активно преподавать в Университете, последние двадцать лет Намкай Норбу ведет обучение в различных странах, включая Италию, Францию, Англию, Австрию, Данию, Норвегию, Финляндию, Соединенные Штаты Америки и Россию. На этих семинарах он дает практические наставления по Учению Дзогчен и освещает различные стороны тибетской культуры, такие как Янтра-йога, тибетская медицина и астрология. Более того, под его руководством, сначала в Италии, а затем и во многих других странах, появились общины Дзогчен. Это неформальные объединения людей, которые, желая продолжать свои обычные занятия в обществе, разделяют общий интерес к следованию и практике учений, которые передает Намкай Норбу Ринпоче.

Чуть больше двух месяцев назад, в самом конце сентября уходящего года, по буддийскому миру распространилось известие о уходе Намкая Норбу Ринпоче. Для последователей тибетского буддизма она не стала большой неожиданностью – здоровье Ринпоче стремительно ухудшалось на протяжении последних месяцев его жизни. Тем не менее, значимость его фигуры и масштаб личности на фоне множества буддийских учителей второй половины ХХ века и начала нынешнего позволяют говорить о его уходе - равно как и всей жизни и деяниях - как о событиях исторического значения. Не принадлежа формально ни к одной из четырех тибетских буддийских школ или представляющих их традиций, он положил начало распространению в западных странах учения Дзогчен, но его первенство в этом деле обычно отмечают в первую очередь.

8 декабря 2018 года Намкаю Норбу Ринпоче исполнилось бы восемьдесят лет, и я составил этот текст как подношение Учителю.


Земная жизнь «небесной драгоценности»

Официальная биография Намкая Норбу известна широко, поэтому остановимся лишь на некоторых ее моментах.

Его имя – Намкай Норбу - буквально означает «драгоценность пространства » или «небесная драгоценность » (имеется в виду «пятый первоэлемент» - пространство, символ которого – небо). Полностью его имя и титул звучат как Чогьял Намкай Норбу Ринпоче, ученики же называют его ласково и почтительно - просто Ринпоче .

Будущий Чогьял Намкай Норбу родился в Восточном Тибете, на восьмой день десятого месяца года Земли - Тигра в соответствии с тибетской астрологической традицией. По западному же календарю это было 8 декабря 1938 года. Его отец Долма Церинг, происходивший из благородной семьи, служил чиновником, матерью была Еше Чодрон.

Когда Намкаю Норбу было два года, двое лам определили его как воплощение Адзома Другпа. О нем стоит рассказать подробнее в силу значимости его личности в традиции Дзогчен, передаваемой Намкаем Норбу. Адзом Другпа был учеником Джамьянга Кенце Вангпо, а также ламы Патрула Ринпоче. Оба Учителя были лидерами Римэ - внесектарного движения в Восточном Тибете в XIX веке. Адзом Другпа был еще и тертоном - возвестителем скрытых учений Терма, получавшим видения и указания от Всеведающего Джигме Лингпа. Адзом Другпа жил и учил в Адзомгаре, в Восточном Тибете, и был учителем многих мастеров Дзогчен того времени. Среди них был дядя Намкая Норбу по отцу Тогдэн Ургьен Тензин, который и стал его первым Учителем Дзогчен.

В восемь лет Шестнадцатый Кармапа и Палдэн Пун Ситу Ринпоче «узнали» Намкая Норбу как воплощение ума Нгаванга Намгьяла Лхобруга Шабдуна Ринпоче (1594-1651 гг.). Этот Учитель, в свою очередь, считался воплощением знаменитого Мастера школы Другпа Кагью - Падма Карпо (1527-1592 гг.). Шабдун Ринпоче был историческим основателем государства Бутан. Вплоть до начала XX века Шабдуны Ринпоче были дхармараджами - светскими и духовными правителями Бутана. Этот факт также обычно отмечается во всех биографиях, хотя и не очень понятно, каковы его ценность и значение факта «воплощения ума» основателя государства XVI века в нынешних реалиях неочевидны.

Сообщается, что на протяжении семи лет, с восьми до четырнадцати, Намкай Норбу учился в монастыре, где изучал сутры Праджняпарамиты, Абхисамаяланкару, Тантру Хеваджры и Сампутатантру. Он изучил большой комментарий к Тантре Калачакры, тантру Гухьясамаджа, медицинские Тантры, индийскую и китайскую астрологию. Там же он обучался светским наукам. В это же время он изучил основную доктрину школы Сакьяпа и коренной текст по логике Сакья Пандиты. Проще говоря, получил традиционное буддийское образование в традиции Сакья.

Когда Намкаю Норбу Ринпоче было четырнадцать лет, по совету наставника он разыскал женщину-учителя Аю Кхадро, которой было на тот момент сто тринадцать лет, и получил от нее посвящение. Эта женщина была ученицей Жамьянга Кенце Вангпо и Ньягла Пема Дуддула, старшей современницей Адзома Другпа. Бывшая воплощением дакини Ваджрайогини, она уже пятьдесят шесть лет пребывала в темном ретрите - в созерцании.

В семнадцать лет, следуя видению, полученному во сне, Намкай Норбу встретился со своим коренным Учителем Чжангчубом Дорже Ринпоче (1926-1978 гг.). Его, в соответствии с буддийской традицией почитания учителей, Намкай Норбу упоминает в своих беседах достаточно часто. Тот был учеником Адзома Другпа, Ньягла Пема Дуддула и Шардза Ринпоче - мастера Дзогчен традиции Бон. Чангчуб Дордже был практикующим врачом и возглавлял в своей долине общину Ньяглагар. Община полностью обеспечивала себя и целиком состояла из практикующих - йогов и йогинь.

В 1960 году, в возрасте двадцати двух лет, Намкай Норбу Ринпоче приехал в Италию по приглашению востоковеда и тибетолога Джузеппе Туччи и на несколько лет поселился в Риме. Там он занимался исследовательской работой в итальянском Институте Среднего и Дальнего Востока, вел семинары по йоге, медицине и астрологии. Затем работал профессором Восточного факультета Университета Неаполя, где преподавал тибетский язык и историю тибетской культуры. Провел обширное изучение исторических источников тибетской культуры, в частности, исследовал малоизученные источники, относящиеся к традиции Бонпо. В 1983 году Намкай Норбу Ринпоче провел первую международную конференцию по тибетской медицине.

В Италии Намкай Норбу женился на Розе, у них есть дочь и сын. Последний - Кхьенце Еши Сильвано Намкай еще в детстве был опознан как реинкарнация дяди Чогьяла Намкая Норбу по материнской линии. Кьенце Ринпоче Чокьи Вангчук был важным учителем Дзогчен и умер во время китайской оккупации Восточного Тибета.


С середины семидесятых Ринпоче начал учить Янтра-йоге и созерцанию Дзогчен нескольких итальянцев, и все возрастающий интерес к этим учениям побудил его расширить масштабы наставничества. «По просьбам интересующихся» - привычный момент в многих биографиях харизматичных духовных лидеров ХХ века. Вместе со своими учениками он основал первую Дзогчен-общину в Арчидоссо, где впоследствии возник Меригар – духовный и административный центр, «сердце» Дзогчен-общины. Затем постепенно появились и другие центры в Европе, России, США, Южной Америке и Австралии. В 1971 году было основано Международное общество Дзогчен, а в 1981-м – Международная Дзогчен-община. В 2016 году отмечалась сороковая годовщина «начала дарования Учения Дзогчен Намкаем Норбу Ринпоче».

В 1988 году Чогьял Намкай Норбу основал A.S.I.A. (Ассоциацию международной солидарности в Азии) - неправительственную организацию, занимающаяся благотворительностью - удовлетворением потребностей тибетского населения в образовании и медицине. В следующем, 1989-м, году Чогьял Намкай Норбу положил начало деятельности Института Шанг Шунг, нацеленного на сохранение тибетской культуры, способствуя развитию знания о ней и её распространению. Институт назван в честь полулегендарного государства, существовавшего на территории Тибета 4000 лет назад. Традиционное подразделение знаний в традиции Шанг-Шунга-Тибета включает пять основных областей: искусство, ремесло, лингвистика и поэзия, медицина и так называемое «внутреннее знание», относящееся к пониманию относительного и абсолютного состояния индивидуума. Под этим, очевидно, следует понимать традиции духовного совершенствования, включая и Дзогчен, передававшийся до появления буддизма в Тибете в рамках традиции Бон.

Наш Портал уже публиковал рецензию на работу Намкая Норбу .

Научная работа в сфере изучения тибетской культуры сослужила однажды Намкаю Норбу и «медвежью службу» - непродолжительное время ему был ограничен въезд в Россию из-за упоминания в своем исследовании по традиционной восточной медицине рецептов, для которых использовались ткани человеческого тела.

Вклад Ринпоче в дело изучения и сохранения культурного и духовного наследия тибетской цивилизации отметил в своем памятном слове Ринчен Тензин Ринпоче: «Всеведающий Учитель Чогьял Намкай Норбу Ринпоче являлся великим знатоком всех пяти видов особых тибетских наук, и эти науки древности он обогащал знанием достижений современного прогресса. На протяжении всей своей жизни он без предвзятого отношения, не делая различий между восточными и западными народами мира, совершал множество деяний на благо учеников, щедро даруя знания и глубокие наставления по сутре, тантре и Дзогчену сотням тысяч последователей по всему миру. В особенности он привнес огромный вклад в исследование древних источников и документов Индии и Китая, связанных с буддийской традицией Юнгдрунг Бон, текстов этой традиции, ведущей свое начало из Шанг-Шунга, содержащих слова Будды и комментарии, в которых ярко прослеживается историческое и культурное наследие традиции Юнгдрунг Бон, широко распространившееся в Тибете. Множество текстов, содержащих подтверждения исторических сведений, он отразил, подобно зеркалу, дав возможность изучать их самым разным мировым исследователям, что является событием великого значения для всего тибетского народа».

10 сентября 2018 года президент Итальянской Республики Серджио Матарелла удостоил профессора Намкая Норбу звания «Командор ордена «За заслуги» Итальянской Республики.

Учение и организация Намкая Норбу Ринпоче в России

В России Дзогчен-община (ДО) появилась в 1990 году. Зарегистрирована в силу российских правовых реалий как религиозная организация – при том, что Дзогчен не является религией или даже религиозным учением. Передавал учение Дзогчен и давал посвящения сам Намкай Норбу, его сын Кхьенце Еши (впоследствии он отошел от деятельности Общины и занимался другими проектами), а также опытные практики (не дававшие посвящений, это может делать только мастер). Три раза в год, по особенным дням лунного календаря, помимо ретритов «вживую», Ринпоче проводил «прямое введение» (в своё истинное состояние), то есть, фактически, приобщение к традиции Дзогчен. Эти передачи транслировались через интернет для всех желающих.

В лингах и гарах – локальных и региональных центрах ДО регулярно проходят обучающие семинары и тренинги сертифицированных инструкторов . Члены и свободные участники Дзогчен-общины выполняют коллективно и в частном порядке различные практики, ритуалы и медитации, "Танец Ваджра - особенный способ объединить медитацию с движением" и тибетскую Янтра-йогу. Практикующие получали учение и даже посвящение на ретритах Учителя непосредственно и по видеотрансляциям, изучая литературу, выпускаемую собственным издательством «Шанг-Шунг».
Норбу Ринпоче – автор нескольких десятков книг по теории Учения и руководств для практики Дзогчен.


Н.Н. Ринпоче – автор нескольких десятков книг по теории Учения и руководств для практики Дзогчен.
Члены Дзогчен-общины проводят регулярные тренинги по Янтра-йоге, а также участвуют в разнообразных фестивалях йоги и танца. В 2011 году Танец Ваджра признан ЮНЕСКО культурным наследием Тибета, а Чогьял Намка Норбу и инструкторы по Танцу стали членами Международного совета танца (CID – International Dance Council).

Поскольку в России оказалось очень много интересующихся учением Дзогчен, помимо собственно Российской Дзогчен-общины по предложению самого Ринпоче в стране был создан гар - один из одиннадцати гаров Дзогчен-общины в мире. В Тибете так назывались организованные поселения практикующих вокруг буддийских монастырей. В традиции Дзогчен-общины гар - место сохранения передачи и развития учения. Иными словами, это крупный буддийский комплекс, или ретритный центр. Российский Кунсангар (по-тибетски означает «место Всеблагого» или «Место Самантабхадры») был открыт на территории бывшего пионерлагеря в Подмосковье, под Павловским Посадом. В его описании обязательно упоминаются окружающий лагерь сосновый бор и текущая поблизости Клязьма. Неподалеку, на краю соснового бора и рядом с Клязьмой, на кладбище захоронено множество жертв репрессий советской эпохи – дополнительная и символическая черта местного колорита. Мне в свое время довелось не единожды там побывать, участвуя в ретритах и трудясь на кухне помощником повара в качестве карма-йога (человека, добровольно трудящегося на благо окружающих, и тем самым накапливающего благие кармические заслуги).


Начиная с основания в 1999 году и поныне в Кунсангаре состоялось множество ретритов, тренингов и обучающих курсов по Санти Маха Сангхе, Янтра-йоге, Танцу Ваджра. Помимо ретритов с самим Намкаем Норбу и другими учителями Дзогчен-общины, Кунсангар нередко служил площадкой для проведения ретритов и семинаров разных буддийских школ и традиций. И даже небуддийских – так, в свою бытность кухонным карма-йогом, я застал там закрытый семинар для тренеров даосского мастера Мантека Чиа.

Сейчас Северный Кунсангар (в 2010-м в Крыму появился Южный) выполняет роль координационного и ретритного центра русскозычной Дзогчен-общины и учебного центра Тибетской медицины при Институте Шанг-Шунг. Недавно там было закончено возведение Ступы Совершенной Победы.


В Дзогчен-общине, помимо собственно освоения и практики Ати-йоги, популярны изучение тибетского языка и медицины, искусство тханкописи и даже тибетская народная игра бакчен. Нередко проводятся благотворительные аукционы ритуальной атрибутики и сувениров, в том числе сделанных или освященных лично Н.Н. Ринпоче. Для организации учений используются современные технологии (такие, как вебкасты – видеотрансляции) и эффективный менеджмент. С сожалением стоит отметить, что стремление к эффективности приносит и побочные негативные плоды. Если лет десять-пятнадцать назад Дзогчен-община могла легко сойти за коммуну весёлых и добродушных хиппи-буддистов, то сегодня это хорошо отлаженный (по западным лекалам эффективности )и четко функционирующий механизм, с системой уплаты членских взносов, строгой градацией обучения и экзаменования и, соответственно, доступа к учениям разных уровней, учетом карма-йоги и т.п. Явным влиянием копирования западных стандартов является и заимствованный слэнг – прочно поселившиеся в языке адептов словечки типа «коуч», «тичер», «супервижн», «воркшоп».

Однако ученики и последователи Намкая Ринпоче вовсе не зашоренные, озабоченные судьбами тибетской культуры сектанты, чурающиеся всего мирского. «Дзогченоидам», как иные из них себя в шутку называют, не чужды и «простые человеческие радости». Так, поход в баню в Кунсангаре – давняя любимая традиция ретритов по выходным, и календарный, «светский» Новый Год (а не только тибетский – Лосар) также по обычаю празднуется и в московском центре, и в гаре - но, разумеется, «правильным» образом, в «осознанности» и «присутствии», с медитациями и ритуалами.

Несмотря на всю оригинальность Намкая Норбу как буддийского учителя, и уникальность как учителя Дзогчен – тем более, первого на Западе, - сам феномен этого явления и многие характерные черты ДО заставляют классифицировать ее однозначно как НРД – новое религиозное движение. Это и недавнее возникновение организации – Дзогчен-община появилась «с нуля»: никаких, тем более организованных и централизованных структур традиций Дзогчен в Тибете до того не существовало, и сугубая роль мифологизированного и сакрализованного лидера – объекта безусловной любви и почитания учеников. Еще один признак НРД - «горизонтальная» структура организации и широкое распространение ВНЕ традиционных ареалов и параллельно с ДРУГИМИ, традиционными формами буддизма – в частности, в России. По сравнению с традиционными, «пожизненными» формами буддизма, ощутим процесс «текучки» и несопоставимая численность приверженцев; присутствует миссионерство в непрямой форме.

Обучают ли в Дзогчен-общине традиционной буддийской теории и практикам? Несомненно , да - если претензии на аутентичность соответствуют действительности. Но являются ли она при том НРД – НОВЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ движением? Опять-таки да – как раз благодаря все той же буддийской аутентичности, но – лишь если мы признаем за буддизмом вообще статус религии.


Учение Дзогчен

Дзогчен, или Ати-Йога, - так называемый «Путь самоосвобождения», который описывается как высшая колесница из всех девяти буддийских в тантре «Всевышний источник» (тиб. «Кунджед Гьялпо»). «Полное совершенство» (тиб. «Дзогпа ченпо», санскр. Ати-йога) - это изначальное и основное состояние личности, достигаемое или раскрываемое посредством созерцания. Иначе оно называется состоянием или природой Будды, изначально присущей всем живым существам. Методы, позволяющие раскрыть, освоить и поддерживать это состояние, называются «учением Дзогчен», то есть учением о «Великом Совершенстве». Набор внешних особенностей, нюансов и атрибутов практики минимальны, и осуществлять ее может любой адепт какой-либо буддийской школы, не посвященный ни в одну из них, даже последователь другой, небуддийской религиозной традиции.

Учение Дзогчен полагается надмирным и вневременным. В контексте же человеческой истории первым учителем считается Прахеваджра (тиб. Гараб Дордже). Как инициатическая традиция Дзогчен передавался преимущественно в тибетской школе Ньингма, а также в добуддийской традиции Бон (приравненной Далай-ламой к 4 собственно буддийским тибетским школам). «Учение Дзогчен - это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция. Понимание смысла учения означает обнаружение своего собственного истинного состояния, очищенного от самообмана и других уловок, создаваемых умом. Само значение тибетского слова Дзогчен - «Великое Совершенство» - подразумевает истинное изначальное состояние каждой личности, а не какую-то трансцендентную реальность» (Намкай Норбу. «Дзогчен – состояние самосовершенства»).

Тот факт, что сам Намкай Норбу - тулку (перерожденец) по линии другпа-кагью - получил образование в традиции сакья, а его главным учителем был лама, принадлежавший к школе ньингма, лучше всего подтверждает надшкольный и несектарный характер учения Дзогчен.

В одном из интервью о «религиозности» Дзогчен и его месте в буддийской традиции исследователю Алексею Белову Намкай Норбу сказал следующее: «Я, с одной стороны, не следую конкретному религиозному учению, а с другой – цитирую Будду Шакьямуни. Тем не менее, слова Будды Шакьямуни – это не религия, поскольку они апеллируют к знанию, лежащему за пределами религии. Впрочем, мы тоже существа ограниченные, поэтому зовем это «религией», «буддийской традицией» и т.д. Будда Шакьямуни не говорил о «буддизме» или «школе», все эти ограничения возникли гораздо позже. Что тоже немаловажно, поскольку серьезное духовное учение предполагает настоящее знание, необходимое для понимания настоящей сути, а не организацию школ, традиций или религий. Именно поэтому я не ограничиваю учение Дзогчен рамками религии или политики. То, чему я учу, равно как и то, что я практикую, находится за пределами подобных ограничений».

Уход

Последний российский ретрит с Намкаем Норбу состоялся летом 2015 года. С тех пор состояние его здоровья стало ухудшаться, а планируемые визиты откладывались и отменялись, что стало причиной естественного беспокойства учеников и практиков по всему миру.

Вечером 27 сентября Намкай Норбу Ринпоче «завершил свое земное существование», сообщило руководство Международной Дзогчен-общины. Новость мгновенно распространилась в соцсетях среди учеников, которые несколько месяцев жили в тревоге и ожидании вероятного ухода Учителя, выполняя для облегчения и улучшения его состояния совместные медитативные и ритуальные практики, объединяясь с помощью веб-трансляций. Последовали и многочисленные откровения о знаках, свидетельствующие, по распространенным поверьям буддистов, о наличии связи ученика с учителем. У одних закололо сердце, у кого-то ухудшилось здоровье близких, третьему приснился сам уход Ринпоче, а в Кунсангаре видели радугу – явление, обычно толкуемое как хороший знак адептами Ваджраяны…

Впрочем, к подобным приметам и суевериям опытные и вдумчивые буддисты относятся критически. Так, философ, буддолог и ученик Намкая Норбу Андрей Парибок призывал к трезвости: «У меня порой слезы наворачиваются, Но я понимаю ненужность их. Они скорее всего слезы жалости к самому себе. Дхармараджа Намкхаи Норбу Римпоче не нуждается в нашей жалости и сочувствии и отлично управляет ситуацией (в том числе сейчас - посмертным созерцанием) как он заранее не раз говорил при жизни».

Однако сила преданности Учителю и, вероятно, боль утраты оказались у многих непомерно велики - настолько, что скромный некролог , рассчитанный на светскую непосвященную аудиторию, вызвал в блоге автора бурю негодования, о чем пришлось написать .

Так, отдельным объектом для критики стало УСЛОВНОЕ определение Намкая Норбу как ««переходного» типа духовных учителей. Переходного от традиционных, классических ортодоксальных лам и гуру, принадлежащих к определенной школе и традиции, как правило монахов, и действующих с учетом множества правил и предписаний, и преподающих сложное ритуализированное учение с множеством «регулирующих принципов» ограниченному числу учеников. Другой подход – у лам типа Оле Нидала, распространяющих «облегченный» и упрощенный специально для современного европейца буддизм».
Конечно, с позиции знающего буддиста «помещать великого Намкхаи Норбу Ринпоче между немыслящими ламами, действующими по старинке, и датчанином Оле Нидалом », возможно, и не очень уместно, как считает Андрей Парибок, однако какое-то, пусть и достаточно условное место во всемирной панораме современного буддизма, и – шире – в мировой культуре и духовной сфере он занимает. Место, понятное и непосвященным. Тем более, что память и наследие Намкая Норбу не являются эксклюзивным достоянием его учеников и последователей, но, по мнению семьи Ринпоче, представляют собой «наследие всего человечества »: «Мы хотели бы поблагодарить всех вас за такое большое участие и ваши искренние тёплые чувства, которые вы проявляете по отношению ко всем… В этот период глубоких размышлений мы очень просим вас продолжать уважать период траура по случаю ухода Ринпоче. По традиции, когда уходят такие великие учителя, как Чогьял Намкай Норбу, объявляется трёхлетний период траура и размышлений. Мы как семья просим вас проявить уважение в течение одного года… В завершение мы напоминаем вам, что образ и память о Ринпоче являются наследием всего человечества, и как таковое его нужно уважать и сохранять во всей его полноте на благо будущих поколений.

С уважением, семья Намкай».

Неоднозначную реакцию у иных буддистов вызвал тот факт, что ННР не растворился в Ясном Свете, как подобает великому реализованному в практике Дзогчен и чего, возможно, ожидали многие, а «всего лишь» ушел на несколько дней в посмертную медитацию – тукдам . Однако необходимо отметить общеизвестное, даже в «смежном» индуизме, мнение – большое количество учеников, в частности их карма, отягощают путь учителя и его уход. Андрей Парибок рассказывает о том, что Ринпоче вообще мог умереть уже давно: «Впервые очень большой шанс умереть (от лейкемии) у него был почти четверть века назад. Он тогда излечился благодаря сочетанию антираковой терапии и одной из тантрических практик долгой жизни. Однако уже тогда было заметно, что его деятельность на благо других подрывает его физическое здоровье. Собственно, он жертвовал собою ради учения и учеников. Спустя много лет, во время преподавания учения в Южной Америке, он едва не скончался от тяжелой инфекции, поразившей позвоночник. А более шести лет назад он в моем присутствии сказал ученикам, что благодаря уже упоминавшейся выше практике долгой жизни он продлил свое физическое существование еще на пять лет. Оказалось, что оставшийся ему срок жизни как учителя был им указан точно: хотя прожил он в самом деле с того дня больше пяти лет, но передавать Учение в последний почти год уже не имел физической возможности».

Уход такого значительного Учителя и выдающегося человека, как Намкай Норбу Ринпоче, обозначил уже очевидный для многих вопрос: каково будущее его детища, Дзогчен-общины и передававшейся им традиции Дзогчен? Кто примет эстафету у завершившего свое воплощение Ринпоче?

Как возможная кандидатура на роль преемника рассматривался, в первую очередь, сын Ринпоче Кхьенце Еши, но он, как уже было упомянуто, отдалился от деятельности Дзогчен-общины. К сожалению, история новых религиозных движений знает уже множество не самых радужных сценариев метаморфоз, происходящих с организацией после ухода ее основателя, лидера и учителя. Да и Дзогчен община уже столкнулась с разнообразными трудностями и препятствиями в недавнее время. Многим, очевидно, покажется неправомочными или даже неуважительными, исходя из чисто буддийских воззрений, сравнение или сопоставление фигуры Намкая Норбу Ринпоче и его деятельности с такими персонажами и подвижниками духовного фронта, как Оле Нидал и Шри Чинмой, Бхактиведанта Свами Прабхупада или Махариши Махеш Йоги. Однако подобная конфессионально или личностными факторами обусловленная предвзятость не должна быть препятствием для независимой и отстраненной оценки религиоведа. Тем более, что она противоречит самому буддийскому учению. Время покажет…

Самому автору, несмотря на многолетнее знакомство с традицией Намкая Норбу и Дзогчен-общиной, лично встретиться с Намкаем Норбу Ринпоче так и не довелось. Виной тому, на первый взгляд, разнообразные обстоятельства «на внешнем плане», собственная безалаберность, или, говоря по-простому, кармическая «невезуха». Могу лишь отметить в целом дружелюбный, положительный и располагающий характер «дзогченоидов». Некоторые из них – мои старинные друзья, многие - хорошие знакомые, «реальные» и «виртуальные», а иной раз случающиеся недопонимания отношу на счет обычных человеческих слабостей.

Пожелаю Намкаю Норбу Ринпоче, как это принято в буддийской традиции, вслед за Ринченом Тензином, скорейшего перерождения: «Сознание Ринпоче всегда незыблемо пребывает в подлинной природе, и для него не существует рождения и смерти. Но недавно для того, чтобы продемонстрировать пример непостоянства физического тела своим ученикам, он растворил свое сознание в Кадак, изначальной чистоте пустотности, в пространстве подлинной природы всех феноменов. Услышав эту грустную новость, я был крайне опечален. Я выражаю свои соболезнования и разделяю скорбь всех учеников и последователей Ринпоче. Хочу также обратиться ко всем ученикам с просьбой хранить в чистоте их обеты. Это важно, так как подобное соблюдение обетов будет способствовать скорейшему приходу нового перерождения Ринпоче, как нашего Учителя и защитника»…

При написании текста использовалась официальная биография Намкая Норбу Ринпоче , официальные сообщения руководства Дзогчен-общины, публикации с личных страниц и другая информация из открытых источников