09.09.2022

Красная горка и Радоница — это разные праздники или нет. Праздник Красная горка (обряды и традиции) Чем знаменит праздник красная горка


Красивый весенний праздник Красная горка – это переплетение языческих и православных традиций. Со временем многие традиции канули в веках, но есть и те, которые и поныне чтяться в православном мире.

«Красная горка» — это праздник языческий и очень древний, но теперь это народный праздник именуют на церковный лад – Фомино воскресенье. Священники отмечают, что Фомина неделя как бы закрывает собой древний языческий праздник, знаменующий расцвет весны, а также связанный с поминовением предков. С давних времен на Руси Фомина неделя привязывается к поминовению усопших. Пасха и Антипасха, в частности, символизируют победу над смертью и здесь уместно поминовение умерших. Впрочем, и радость здесь тоже уместна — ведь они воскреснут к новой жизни! И праздник приобретает иную эмоциональную окраску. Связь с тематикой смерти остается, но настрой меняется на радостный. Акцент смещается с умирания на воскрешение.

Красная горка она же Антипасха либо Фомино воскресенье – суть для православных одна

Священники говорят, чтобы избежать пагубного смешения (язычества и православия), надо знать происхождение этого праздника и отличать его мирскую традицию (вполне приемлемую для православного христианина) от языческой сути, которая норовит прорасти, мимикрируя под христианскую обрядность.

Мнение православных священников таково: «Красная горка» – это праздник ряда языческих божеств и в первую очередь Ярилы – олицетворения плодородия и сексуальной мощи (при совершении «ярилок» использовалась соответствующая атрибутика), и было бы наивно предполагать, что формальный отказ от почитания языческих божеств в христианскую эпоху пресекал языческое мироощущение в «коллективном бессознательном».

Особенно актуально задуматься об этом в наше время, когда всевозможные неоязыческие «реконструкции» преподносятся как что-то исконно-традиционное, родное. Реконструкции-то, может, и надуманные, искусственные, зато дух тот же. Поэтому этнографы могут спорить о существовании/несуществовании в древнерусском пантеоне богини Лады, но именование Ладой массовицы-затейницы увеселительных мероприятий этого праздника весны и любви – само по себе достаточно символично и устанавливает в подсознании участников устойчивую связь с языческими истоками нашего «ветхого человека» (точно так же, как этому способствует, опирающееся на суеверный страх, вышеупомянутое подстегивание к участию).

Служители православной церкви подчеркивают, что в самом празднике греха нет, но, как и ко всему земному, он может примешаться (особенно учитывая его «дурную наследственность»), чего вполне можно избежать. Более того, ведь мир дольний – икона мира горнего. Так же и праздники, посвященные «дольнему», могут быть обращены к горнему, если возводить ум от созерцания земной красоты – к небесной, если видеть в земном отблески небесного.

За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой

«Красная горка» в церковном словаре носит название Антипасха. Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» - но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.

Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой.

В России традиция отмечать Антипасху связана со временем, когда разрешается жениться. В народе этот период имеет название «Красная горка». На этот день приходится большинство свадеб, венчаний и обрядов сватовства. В славянских наречиях слово «красный» употребляется в значении «красивый, цветущий, веселый, отрадный», в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками. По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки («закликали», или «заигрывали», весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Красная горка — веселое народное торжество, в котором наблюдается удивительно гармоничный симбиоз христианских традиций и отголосков языческих сатурналий.

Красная горка – это доброе, светлое празднество, символизирующее пробуждение, в котором хранится многовековая мудрость и память наших предков. К сожалению, многие традиции безвозвратно забыты, однако те, что еще остались, стоит сберечь, возродить и передать следующим поколениям.

Православный праздник Красная горка

Красная горка — первое воскресенье после Пасхи, завершающее пасхальную неделю. Возникший еще в дохристианской Руси в эпоху язычества с приходом христианства праздник практически не изменил ни формы, ни содержания.

Кликушное воскресенье, Фомино воскресенье, Антипасха — так еще называют Красную горку. Название Антипасха зачастую вводит в заблуждение, придавая негативный оттенок противопоставления, отрицания. Здесь необходимо обратиться к этимологии слова, в старославянским языке приставка «анти» означала «вместо», т.е. праздник, приходящий следом за Пасхой.

Впервые Антипасха упоминается в антиохийских Постановлениях святых Апостолов, датируемых 380г. Согласно Евангелию, не поверившему в чудесное воскрешение Иисуса Христа апостолу Фоме на восьмые сутки явился сам спаситель, дабы развеять его сомнения. Отсюда и выражение «Фома неверующий».

Уверение Фомы, Караваджо

В церкви в Фомино воскресенье служат литургию, чтят апостола Фому, вспоминают удивительное воскрешение Христа, обязательно проходит крестный ход, в храмах прихожанам раздают артос (кусочки хлеба, дающие силу, здоровье).

Красная горка — дата праздника 2020

До принятия христианства у этого праздника не было определенной даты, отмечали его и на Юрьев день или в его канун, и в Радоницу, называли его «неделей обновления». В 2020г. Красная горка приходится на 26 апреля, первый день значимого периода православного календаря — Радоницкой недели.

Запрещена любая работа по дому: хозяйственные дела, рукоделие лучше отложить, садово-огородные работы также не принесут пользы — посаженное в этот день не приживется.

Накануне Фомина воскресенья верующими было принято омывать иконы. Оставшуюся после обряда воду оставляли до праздника, чтобы поутру, помолившись, умыться ею. Старики и немощные заговаривали воду от болезней, молодухи нашептывали заговор на красоту. Достаток и везение сопровождали верующего, совершившего этот ритуал и сохранившего это в тайне.

Подаждь Боже

Также притянуть удачу можно, накормив семь бродячих животных.

Что означает праздник Красная горка?

В древнеславянском языке «красный» означает «красивый, светлый, цветущий». По весне снег в первую очередь сходит на возвышенности, открывая место для увеселительных мероприятий. Именно на таких прогретых солнцем пригорках проводились народные гуляния с хороводами, песнями, игрищами, потехами, дабы с ликованием приветствовать весну, отметить пробуждение природы, отправить восвояси зимнюю глухую стужу. Безоблачное небо и жаркое солнце в этот день предвещали щедрый урожай, дождь обещал прохладное лето.

До принятия христианства крестьяне в этот день прославляли песнями-веснянками древнеязыческих божеств — Ярило, бога солнца, плодородия и богиню первых весенних всходов Лелю. Из собравшихся на празднество девушек выбирали красавицу Лелю, наряжали в льняной сарафан, на голову надевали венок, сплетенный из только начинающих распускаться цветов, вставали в хоровод и затягивали песню в ожидании своих суженых.

В одежде старались использовать красный цвет как символ огня, солнца, любви.

Сценарий праздника Красная горка

Народные празднества начинались затемно и длились до заката. Главная роль в них отводилась женской половине общины. В глухую полночь замужние женщины выходили на край селения, брались за соху и, читая молитву, пропахивали борозду вокруг села. Считалось, что этот обряд обеспечит надежную защиту поселения от скудного урожая, капризов природы, тяжелых хворей. Мужская половина населения в обряде участия не принимала.

Опахивание села

Поутру народ поднимался на просторные возвышенности, выбиралась запевала, «хороводница», которая с первыми лучами солнца, обратившись на восток, произносила закличку, после чего хором распевались кликушные песни-веснянки. Для мороза, порядком поднадоевшего за долгую зиму, был свой ритуал: пеклись шарики-колобки, которые выкидывали на улицу с прибаутками.

В Калужской области ритуал закликания весны проходил иначе: на холм выставляли шест с соломенной куклой, которую вечером после гуляний сжигали.

Сезон народных застолий открывался совместной трапезой. Особое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Приготовлением угощений занимались люди старшего возраста. На яркую вышитую скатерть выставляли блины, оладьи, пироги, яичница, любые блюда, напоминающие форму солнца.

Обязательно пекли хлеб в виде грачей и жаворонков, который потом скармливали слетавшимся птицам, символизировавшим души усопших предков.

Выпекали крестообразное печенье, с которым связан интересный способ гадания. В печенья закладывались зерна, монеты, плоды хмеля, иногда могли запечь таракана. Обнаруженное в печенье зерно обещало богатство, хмель сулил веселье, а таракан означал сплетни.

Жаворонки

Ребятишки с печеньем бегали по домам в деревне и кричали заклички, желая соседям мира и благоденствия.

Обычаи и обряды на Красную горку

Красная горка — во многом праздник молодежный, день смотрин, сватовства, выбора пары.

Одев праздничные собственноручно вышитые наряды, с вплетенными в волосы яркими лентами, будущие невестушки, распевая песни, обходили деревню, чтобы потенциальные женихи могли их рассмотреть.

После этого девичьи завлекалки продолжались на возвышенном месте народных гуляний, где уже были подготовлены площадки для танцев, установлены качели, сооружены подкидки. Кататься на качелях было позволено только тем девушкам, которых пригласили молодые люди. Поначалу процесс заигрывания был скромный и целомудренный, но позже осмелевшие молодцы могли позволить себе некоторые вольности, например, остановить качели можно было, только подарив поцелуй.

Праздничные катания на качелях

Кавалеры же соревновались на подкидках. Стараясь привлечь внимание понравившейся девицы, парни демонстрировали удаль молодецкую, ловкость, смелость.

Понравившуюся девушку было позволено облить водой, после чего парень должен был к ней посвататься. Отказ от сватовства в этом случае позорил девушку, за это можно было получить батогами по спине от ее родственников.

Участие в празднествах незамужних девушек и холостых молодых людей считалось обязательным. Провести Фомино воскресенье дома было дурной приметой. Отказавшимся от гуляний на селе давали прозвища, кликали «непутешными».


Тем, кто давно был в ссоре, предоставлялась возможность помириться: достаточно было разделить и съесть Пасхальное яйцо голубого или зеленого цвета.

Интересным и простым для выполнения является денежное гадание: на рассвете надо забраться на любой пригорок, прихватив три ложки. Обернувшись три раза вокруг оси, надо подкинуть ложки с вопросом: «Ждет ли меня богатство?» Три ложки, упавшие рядом, сулят беспроблемный в денежном плане год, одна ложка, отлетевшая в сторону, обещает устойчивое финансовое положение. А разлетевшиеся в разные стороны ложки пророчат трудности и предстоящие лишения.

Свадьбы на Красную горку

В Фомино воскресенье после внушительного перерыва в храмах начинали венчать браки, новобрачных благословляли на долгое, счастливое супружество.

На Красную горку проходил обряд «окликания» молодых, называемый еще вьюнством, вьюнинами. К домам молодоженов, вступивших в брак в период с прошлой Пасхи, приходили окликальщики. Разодетые в нарядные рубахи, шаровары они пели песню про удаль, силу богатырскую, счастливую жизнь молодой пары, про хоромы их, полные достатка. В благодарность супруги выносили окликальщикам яйцо и чарку вина. Отсюда пошло название «Кликушное воскресенье».

Фомино воскресенье чаще всего выбирали в качестве дня для проведения свадебного торжества. Считалось, что совместная жизнь новобрачных, повенчавшихся в этот день, будет долгой, крепкой, счастливой. Эта традиция популярна и сейчас: молодожены играют тематические свадьбы в деревенском стиле, надевая русские народные костюмы, соблюдая старинные обычаи.

В процессе церемонии венчания молодым запрещалось смотреть друг на друга, иначе в доме будут ссоры, склочная жизнь обеспечена.
Повенчавшиеся в этот день переплетали ленты из косы невесты незамужним подругам, передавая свадебную эстафету и благословляя на скорое замужество.

В некоторых селах был распространен обряд «на счастье». Молодые скатывали крашеные яйца с пригорка и наблюдали, как они катятся — вместе или порознь, какое яйцо укатится дальше. Исходя из этого заключали, как будет проходить совместная жизнь у молодоженов. Если яйца оставались целыми, докатившись до подножия, счастье, удача будут сопутствовать весь год.

Для брачной ночи готовили отдельную комнату, украшенную весенними травами, чей запах отпугивал нечисть.

Народные гуляния на Красную горку

Празднование Кликушного воскресенья знаменовало начало периода полевых работ. От того как Красную горку отметят на селе, зависело, будет ли урожайным, изобильным весь год. Поэтому в народных гуляниях участвовали все жители деревни от ребятишек до стариков.

Повсеместно организовывались ярмарки, на которых торговали сластями, напитками, устраивались многочисленные балаганные представления, пекли караваи, на холмах зажигали огромных размеров костры. Неотъемлемым элементом гуляний были задорные пляски, ряжение, игра на гармошках, соревнования по перетягиванию каната, хороводы (карагоды), олицетворяющие солнечный круг, целью которых было выбрать себе пару.

Услышать колокольный звон — к удаче

Среди подвижных игр наиболее распространены «горелки», «ручеек», «плетень».

В Фомино воскресенье в былые времена любой желающий мог подняться в звонницу и позвонить в колокола. Услышать колокольный звон на Красную горку - верный признак непременных счастливых перемен, великой радости и благоденствия.

Родительская суббота на Красную горку

Родительская суббота — это день поминовения усопших. В году восемь родительских суббот, и только две из них, называемые Вселенскими, имеют постоянную дату.

Остальные зависят от даты Великого поста:

  • Вселенская Суббота Мясопустная – за неделю до Великого поста;
  • Субботы на 2-й, 3-й и 4-й неделях Великого поста;
  • Радоница – 9-й день после Пасхи;
  • 9 мая;
  • Вселенская Троицкая суббота — за день до Троицы;
  • Димитриевская суббота — за накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского.

Радоница, или Родительский день приходится на вторник после Красной горки. В этот день следует воздержаться от горестных переживаний и слез по поводу потери близких, это время молитвенного общения с ушедшими членами своего рода. Предшествующая Светлая пасхальная неделя настраивает верующих на добрые воспоминания и радость от того, что родные возродились в другой жизни.

Перед посещением кладбища желательно отстоять службу в храме, подать заупокойную записку, поставить свечу, после чего приходит время привести в порядок могилки усопших, помолиться за их души, совершить поминальную трапезу.

И поныне широко распространена традиция приносить на кладбище крашеные яйца, пасхальные куличи и раздавать их нищим. Считается, что так происходит общение, «христосование» с усопшими родными. В древности Тризной и Радоницей именовали божеств-хранителей душ усопших.

В язычестве Родительской субботе соответствовал Навий день (день Мертвых), когда близким умершим приносили к воде требы. У славян требы — еда и сделанные своими руками предметы быта. В воду запускали скорлупу красного крашеного яйца. Считалось, что она доплывет до мира забытых душ, про помин которых давно позабыли.

Отмечать или нет Красную горку, каждый решает сам. Но независимо от принятого решения этот день не время для грусти, уныния, правильный эмоциональный настрой даст заряд на весь год. Это отличный повод собраться всей семьей на застолье и провести вместе время, которого в будни нам так не хватает.

Красная горка отмечалась на Руси еще во времена язычества. Тогда праздник был посвящен славянской богине Леле – дочери богини любви Лады. Леля почиталась как богиня возрождающейся природы, первых весенних всходов, юности и любви.

Девушки, собравшиеся на праздник, выбирали Лелю, наряжали ее в вышитый белый сарафан. На голову девушки надевали венок из первых весенних цветов. Затем Леля садилась на скамью, на которой лежали подарки и приношения, и одаривала подруг.

Традиционно праздник проводился на возвышенных местах, потому и называли его Красная или Девичья горка. Именно на Красную горку Снегурочка из русской народной сказки прыгнула через костер и растаяла, превратившись в белое облачко. В языческие времена в этот день на холмах возжигались священные костры, посвященные одному из славянских солнечных богов – Даждьбогу.

Обряды и обычаи на Красную горку

Празднование Красной горки предшествовало началу сельскохозяйственных работ. В это время каждая крестьянская семья хотела принять в дом работницу, поэтому Красная горка была периодом активного сватовства. Недаром на праздник приходили все девушки, одетые в свои лучшие наряды. Недоброй приметой считалось, если парень или девушка просидят всю Красную горку дома. В результате парень мог вообще не найти себе невесты или жениться на рябой уродине, а девушке грозило одиночество или свадьба с самым последним замухрышкой.

В некоторых местностях существовал обычай, позволявший парням обливать водой понравившихся девушек. Тот, кто облил девушку водой, должен был посвататься за нее.

Как и на Пасху, на Красную горку красили яйца, ходили гулять по деревне. До самого позднего вечера распевались песни, водились хороводы, разыгрывались веселые представления в многочисленных балаганах.

Красная горка была самым популярным днем для свадебных торжеств. Браки, заключенные на Красную горку, считались самыми крепкими и счастливыми.
Кроме того, в этот день проходило «окликание» молодоженов: праздничная толпа подходила к дому молодых, распевая песни, а те, в награду певцам, выносили каждому по яйцу и по стопочке вина.

На Красную горку проходил и старинный обычай заклинания весны. Молодежь во главе с выбранной «хороводницей» поднималась на возвышенность и при первых лучах солнца произносила заклинание. Затем запевались песни.

Празднование Красной горки продолжалось несколько дней и было одним из самых интересных событий в жизни девушек и юношей.

Красная горка проходит в первое воскресенье после наступления Пасхи. Это народный праздник, сопровождающийся массовыми гуляниями, а также связанный со множеством традиций и обычаев.

Празднование Красной горки — одно из любимых событий молодежи. Оно всегда сопровождалось хороводами, пением и весельем. Свое название праздник получил от слова «красный», что значит «красивый». С наступлением христианства Красная горка приурочена к Фомину воскресенью и имеет еще одно название — Антипасха: приставка «анти» в данном случае означает не «против», а «вместо». Праздник как бы продолжает Пасхальную неделю.

Традиции и обычаи праздника

Молодежь в этот день собиралась на гуляния, водила хороводы и славила пришедшую весну.

На пригорках и косогорах собирались молодые люди и с рассветом начинали петь и всячески зазывали весеннее тепло.

Распространенной на Руси была игра, связанная с обрядом бракосочетания . Молодежь вставала по парам, выбирали парня-ведущего. Он должен был догнать одну из пар, разбить ее и увести девушку. Молодой человек, оставшийся один, становился новым ведущим и начинал охоту за новой парочкой.

Молодые люди устраивали кулачные бои. Таким образом они показывали потенциальным невестам свою удаль и молодецкую силу.

Интересным обычаем было и обливание девушки водой. Таким своеобразным жестом молодой человек обозначал свою невесту, а затем посылал сватов в ее дом.

На Красную горку молодежь надевала новые наряды, потому что именно в этот день проходили торжественные свадебные церемонии, а у незамужних была возможность приглянуться друг другу. По этой же причине ни одна девушка не оставалась дома — чтобы не упустить своего суженого и показаться во всей своей красе.

Бросали в праздник монеты в самый глубокий колодец, чтобы привлечь счастье к себе и своей семье на целый год. При этом часто загадывали желания, веря, что в этот особенный день оно обязательно сбудется.

Одним из необычных обрядов было умывание водой с иконы. Сначала их мыли, а затем этой водой ополаскивали лицо. Эта традиция уходит корнями вглубь веков и, по поверьям, снабжает человека силой, здоровьем и благополучием.

Чтение молитв на Красную горку было обязательным. Молились за здоровье близких , просили помощи у Высших сил в любых вопросах, девушки молили о добром женихе.

В праздник обязательно приглашали гостей отовсюду, пекли караваи, готовили праздничный обед, просили у Высших сил доброго Солнца, удачи и счастья на весь год. По традиции оставляли на пригорке за околицей кусок пирога и крашеное яйцо.

Множество традиций и примет канули в лету. Но те, что дошли до нас, свято соблюдаются многими людьми. На Красную горку большинство молодых людей привлекает в свою жизнь любовь, ведь именно этот день заключает в себе таинственные силы, которые помогают в поиске второй половинки . Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

Чтобы узнать какого числа праздник Красная горка нужно подсчитать, потому что этот праздник переходящий. Праздник Красная горка отмечается в следующее воскресенье после Пасхи , то есть для 2017 года это 23 апреля . Красная горка - это народное название, а в церковном календаре этот день называется Антипасха , или Фомино воскресенье , а также Фомина неделя . В Евангелии от Иоанна рассказывается история праздника Красная горка , что в тот вечер, когда Воскресший Иисус явился Своим ученикам, апостола Фомы не было среди них. Услышав потом рассказ других учеников о явлении Господа, Фома заявил, что не поверит в это до тех пор, пока не увидит собственными глазами ран от гвоздей и копья и не вложит в них пальцы. И вот через неделю, снова в воскресенье, апостолы собрались вместе, и на этот раз среди них был и Фома. Иисус снова явился ученикам и предложил Фоме коснуться ран. Фома сказал, что теперь он верит. Так уверовал Фома, и этот день стал для него вместо Пасхи (отсюда название - Антипасха). Иисус Христос ответил ученику: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны те, которые не видели и уверовали». Главное в этом сюжете - утверждение веры в истинность Воскресения. Отсюда и суть праздника Красная горка. Легко поверить в то, что у тебя перед глазами. Но апостолам предстояло нести весть о Воскресении тем, кто не знал Христа при Его земной жизни. На иллюстрации вы видите древнерусскую икону «Уверение Фомы», на которой изображен ключевой момент этой истории.

Праздник Красная горка по характеру и обычаям примыкает к пасхальным традициям . Начиная с Фомина воскресенья, после великопостного перерыва, возобновлялось совершение таинства венчания, поэтому на Руси в этот день традиционно было много церемоний сватовства, свадеб, гуляний, веселья. Название «Красная горка» произошло оттого, что во многих местностях в этот день проводился обряд встречи восхода солнца, а проходил он на холме или горе. На Красную горку молодежь веселилась, устраивала шумные игры, танцевала, водила хороводы. Считалось дурной приметой, если в такой день парень или девушка просидит дома: такой парень, по поверью, не найдет себе невесты или же неудачно женится, и, соответственно, девушка не выйдет замуж или выйдет неудачно. Также на Красную горку полагалось было навещать жилище молодоженов и «кликать» молодых, с песнями и плясками желать им благополучия. А молодожены в ответ на такое проявление внимания одаривали окликающих угощением и выпивкой. Вообще праздник Красная горка в разных местностях имел разные временные рамки: где-то его отмечали конкретно в день Антипасхи, а где-то в течение нескольких дней или даже недель. И некоторые традиции и обряды этого праздника имеют очень давние корни, например, тот же хоровод, который зародился в языческие времена, и своей формой - кругообразным движением - представляет собой символ солнечного движения. А следом за Красной горкой (или даже в ее рамках, в зависимости от местности) наступает еще один праздник пасхального ряда - Радоница .

Радоницу отмечают на девятый день от Пасхи, во вторник Фоминой недели. В 2017 году Радоница выпадает на 25 апреля.

Православный народ на Руси как правило в этот день поминает родителей.

Ещё загодя в деревнях хозяйки пекли пироги, оладьи, пшеничные блины, готовили пшенники и лапшевики, жарили яичницу, варили мясо и студень. Также готовили кутью, калачи, сырники, вино, пиво.

Со всеми этими яствами шли на погост, туда же приходил священник с причтом - они служили панихиды на могилках. Яйца, блины и другие угощения крошили на могилках. На могилы лили вино, пиво, масло; так делились едой с умершими. По могиле катали яйца..

В Радоницу детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра наблюдали за облаками и тучами на небе. Старшее поколение заявляли, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.