02.10.2022

Почему нельзя пугать ребёнка в воспитательных целях? Как пугают детей в разных странах мира Чем пугают детей.


1. Негативный сказочный персонаж

Редкий родитель не запугивал своего малыша Бабайкой, Букой, бабой Ягой или кем-то подобным. Помимо сказочных персонажей родители нередко используют и реальных людей - милиционеров, чужих дядь или теть. Такие запугивания, к сожалению, работают, и родители поэтому ими частенько пользуются. Они помогают добиться такого поведения от ребенка, которое нужно родителю именно в данный момент.

Работают запугивания недолго и несут опасность для . Запугивая кем-то или чем-то родитель дает понять малышу, что он - родитель - не сильный, не главный и вообще не сможет заступиться за своего ребенка перед каким-то Бабайкой. В такой момент в голове у ребенка творится ужас, ведь до определенной поры мама и папа для него самые главные и сильные люди в мире и могут все. А тут возникает некий Бабайка и родители спокойно отдадут ему малыша? Кроме разрушенного авторитета родителей, что весьма болезненно само по себе, у ребенка формируется повышенное .

Однако со временем ребенок поймет, что родители его обманывали. И это очередное неприятное открытие. Кроме разочарования и обиды у малыша закрепляется понимание того, что обманывать можно всех без исключения. И своих родителей также.

Вопросы читателей

18 октября 2013 моему сыну 7 лет и он очень переживает за своё здоровье т.е.моет руки через секунду боится трогать предметы голыми руками как мне быть

Задать вопрос

2. «Мы тебя отдадим!»

Нередко можно услышать, как родитель возмущенно говорит своему чаду: «Если ты не станешь себя хорошо вести, мы отдадим тебя!» И эти угрозы отдать (или отдать кому-то) за плохое поведение являются большим страхом для малыша. Для ребенка это означает лишь две вещи - он плохой и его не любят. А такие установки, естественно, не способствуют здоровому психологическому развитию ребенка. Прежде чем говорить подобное ребенку, вспомните о том, что дети верят каждому слову своих мамы и папы.

3. Запугивание «ремнем»

Также нередко родители угрожают «выпороть ремнем» ребенка за плохое поведение и непослушание. Делать этого категорически нельзя, ведь насилие порождает насилие. Поэтому нужно полностью отказаться от запугивания (в частности, физической расправой) как педагогического приема.

4. Неадекватные запугивания

Многие родители ленятся каждый раз объяснять ребенку почему того или иного делать нельзя. Они выбирают, так сказать, «универсальный, действенный» ответ. Например, «не делай этого, иначе придет доктор и сделает тебе укол». Такие родители пугают одним и тем же, вне зависимости от ситуации. К примеру, если ребенок забрал игрушку у другого малыша, он может услышать от родителя: «Отдай игрушку, иначе придет врач и сделает укол от жадности». Вместо подобных нелогичных запугиваний, лучше постарайтесь спокойно объяснить своему малышу, что если он не вернет игрушку, другие детки на него обидятся и не станут с ним играть. Такой ответ будет логичным, в отличие от «универсального», и не испугает малыша.

5. Запугивание врачами и уколами

Отдельно стоит выделить «доктором» и «уколами». Родители должны помнить, что их ребенку в течение жизни приходиться не однократно посещать медицинские учреждения в различных целях, к примеру, для того, чтобы сделать прививку или получить справку для бассейна, садика или школы.

К тому же многие взрослые, боящиеся «уколов» и людей в белых халатах еще с детства, могут до последнего не обращаться за медицинской помощью из-за своего необоснованного страха. Причем у таких людей нередко возникают различные серьезные осложнения вследствие самолечения и несвоевременного обращения к врачу. Поэтому, чтобы в будущем такого не произошло, ни в коем случае не запугивайте своего малыша «уколами и злым доктором».

Родители в детстве нас часто пугали вымышленными существами, что, по их мнению, должно было остерегать нас от неправильных поступков. Такая традиция существовала не только в России, но и во многих странах мира.

Бабай

Бабай - достаточно молодой феномен русской фольклорной культуры, всплывший на поверхность в условиях разрухи и расцвета блатной культуры в период Гражданской войны. Первое упоминание о Бабае приписывают Василию Ивановичу Чапаеву – так, по слухам, комдив дразнил своего друга, писателя Исаака Бабеля. По словам исследователя Жанны Бадалян, в советском обществе Бабай играл существенную охранительно-идеологическую роль.
У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать:

Ай, бай, бай, бай,
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Всё на Мишеньку глядят.
Миша спит по ночам
И растёт по часам.
Ай, бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабай.
Так поется в колыбельной песенке.

Бугимен

Викторианская Англия славилась своими нравоучительными историями. В воспитательных целях народное мифотворчество придумывало различных персонажей, способных наказывать детей за отсутствие прилежности. К примеру, водяная старуха Пэг Паулер утаскивала на дно тех детей, которые вместо изучения Библии предпочитали по воскресеньям купаться.
Но во главе всей устрашающей нечисти стоял Бугимен – существо без внешности, от чего в кошмарных фантазиях ребенка он приобретал самый невообразимый вид. Бугименом часто пугали детей, сосущих пальцы. Из уст родителей доносилось важное предупреждение: если дети не станут послушными, Бугимен прикоснется к ним своими длинными пальцами и их тело покроется бородавками. Став экранным персонажем, Бугимен продолжает наводить страх уже не только на английских детей.

Омбре дель косталь

Мужчина с мешком – Омбре дель косталь – является главным ужасом детей Латинской Америки. Этот тощий и злой персонаж не просто ворует шаловливых детей, но еще и съедает их, правда, в Бразилии он поступает более гуманно – продает детей в рабство.
Истоки легенды о мужчине с мешком, возможно, имеют связь с событием, произошедшем в 1910 году в испанской Альмерии. Там жил некий Франциско Ортега, больной туберкулезом и отчаянно искавший средства к спасению от страшного недуга. Один из целителей порекомендовал больному пить кровь ребенка, а также обмазывать ею грудь. Ортега так и поступил – выкрал мальчика и зверски с ним расправился. От туберкулеза он не излечился, но вскоре за свое чудовищное преступление был казнен.

Бендит-и-Мамай

Этот загадочный персонаж родом из валлийских легенд, по преданию он происходит от коренных обитателей острова Мэн. Бендит-и-Мамай, что в переводе звучит как «матушкино благословение», чрезвычайно зловредное существо – главная его цель это оставленные без присмотра лошади, которых он седлает и бешенной скачкой доводит до изнеможения.
Кроме этого валлийцы считали, что Бендит-и-Мамай крадет малышей, подменяя их своими уродливыми отпрысками. Для того, чтобы вернуть украденное чадо родители обращались к знахарям и ведьмам, и нередко их усилия приносились результат.
Чтобы воспрепятствовать появлению назойливого воришки валлийцы ставили во дворе посуду с молоком и произносили в адрес существа несколько добрых слов. Некоторые суеверные родители до сих пор стращают своих непослушных детей этим низкорослым и уродливым созданием.

Костоправ

Мистический и зловещий Костоправ родился в буйном воображении французских родителей. Им пугали своих чад не желавших ложиться вовремя спать. Днем он прячется где-нибудь в темных местах, а ночью выходит на охоту за непослушными детьми.
Образ Костоправа восходит к XIX веку и связывают его с медициной. В то время, когда не было анестезии из кабинета врача-костоправа доносились жуткие звуки, серьезно пугавшие маленьких посетителей больницы.

Черный Пит

Легенды описывают Черного Пита то как трубочиста, то как мавра, и даже как демона. Долгое время его образ ассоциировался с пиратами, которыми голландцы пугали непослушных детей. По наиболее популярной версии Черный Пит это бывший чернокожий раб, освобожденный Святым Николаем и пообещавший ему служить. Согласно голландской легенде, Черный Пит неизменный спутник и помощник Синтаклааса (Санта-Клауса).
Хорошим детям Черный Пит приносит подарки, а непослушных – лишает их. Самых же вредных детей он может и вовсе унести в пустом мешке. Впрочем, чаще всего в качестве шутки таким детям он может принести связку розг или головешку угля. От Черного Пита ничего не ускользнет, так как он всегда носит с собой книжечку, куда записывает все поступки детей.

Крампус

Первые упоминания о Крампусе содержатся еще в дохристианском германском фольклоре и корнями уходят в древнегреческую мифологию: недаром своим внешним видом – мохнатое чудовище с рогами – он напоминает сатира. В христианское время это мифологическое существо олицетворяло дьявола со всеми его пороками.
Несмотря на запреты Церкви образ Крампуса утвердился в фольклоре как спутник Святого Николая – своеобразный его антипод. Каждый год в ночь с 5 на 6 декабря жители альпийского региона одевают наряд Крампуса и обвешанные цепями и колокольчиками пугают маленьких детей. По легенде приходящий с мешком или лоханью Крампус забирает непослушных детей и уносит их в царство Санта-Клауса, где они трудом исправляют свои провинности.

Тэк-Тэк

Япония славится своими хоррор-легендами. Такого количества наводящих ужас персонажей, пожалуй, больше нет нигде. В одной из терзающих душу историй девушку по имени Касима Рэйко перерезал на две части поезд, от чего она обозлилась на весь свет. С тех пор ее верхняя половина ночью ползает по городским тротуарам, издавая своими локтями жуткий звук «тэк-тэк».
Согласно поверью Тэк-Тэк охотится на детей, загулявшихся допоздна. Если увидит она в сумерках какого-нибудь ребенка, то станет преследовать его до тех пор, пока не настигнет и не убьет, разрубив пополам косой. Ребенок по легенде превращается в такого же монстра как Тэк-Тэк.

Мне кажется или всех детей абсолютно по всему миру пугают какими-нибудь монстрами, если те плохо себя ведут?

    Не будешь есть ужин, тебя Бармалей заберет!

    Если не станешь меня слушаться, Бабайка укусит тебя за попу!

    Хочешь попасть в лапы к Бабе-Яге, тогда продолжай вести себя так же дурно!

Абсолютно каждый родитель с редкими исключениями имеет в своем арсенале какого-нибудь злобного дядьку или чудище болотное, к помощи которых пытается прибегнуть для воспитания своего ребенка. Но можно ли так поступать на самом деле?

Ведь вымышленные монстры не только бывают дико страшными, но еще и имеют под собой вполне реальную основу!

Смотрите сами: раньше на Руси детей пугали Кикиморой или Бабой-Ягой. Сколько сказок было написано по злобному сценарию, где даже хороших девочек, заплутавших в лесу, воровала Костяная нога и потом пыталась сварить их в печи и съесть!

При этом в сказках было целых три воплощения колдуньи: Яга-богатырша, бьющаяся с богатырями, Яга-похитительница, крадущая детей, и Яга-дарительница, приветливо встречающая доброго молодца, парящая его в баньке и дающая ему полезные советы после того, ка кон сам ее чуть в печке не спалил.

А ведь если посмотреть, то Баба-Яга — это довольно жуткое и феерическое божество смерти, представляемое в мифах и сказаниях в виде женщины со змеиным хвостом, провожавшая души в царство мертвых. Другие поверья гласили, что сама Смерть передавала усопших Бабе-Яге, подкармливая свою подружку их душами.

Народ на Руси считал, что она живет абсолютно в каждой деревне и прикидывается простой старухой, ухаживающей за скотом и стряпающей на досуге пироги. Только по ночам она оборачивалась страшной ведьмой, варила зелья и воровала детей из их кроваток.

Разве можно, имея под собой такую «реальную» основу, пугать ребенка тем, что его какая-то седая старушка может в печи сжечь? Ведь он будет бояться не какой-то эфемерной злобной тетки, а вполне реальной соседки с растрепанными волосами, которая хамит всем в подъезде и смотрит на него своим белым глазом, а потом и вообще всех бабушек, ведь они могут прикидываться добрыми, чтобы потом украсть тебя и сделать из внутренностей пирог.

А возьмите ту же Кикимору, которую по поверьям считали женой домового, или ее сестру, кикимору болотную, которую считали супругой лешего. Домашняя, она пугала детей, стригла живность, била посуду и путала пряжу, а вольная, болотная, которую в древности еще и Марой называли, вообще появлялась людям только тогда, когда желала им намеренной гибели. Считалось, что тот, кто увидит Кикимору на болоте, умрет.

И так как изображалась она в виде худой неопрятной девушки с длинными спутанными волосами, то ребенок вполне мог начать видеть ее в реальном мире среди прохожих или соседей. И как вы думаете, это было полезно для его ознакомления с окружающим миром?

Можно ли пугать ребенка?

Родители сами расставляют для себя немыслимые ловушки: сначала пугают ребенка, чтобы тот их слушался, а потом не понимают, отчего он просит оставлять свет в спальне включенным, боится монстров под кроватью и дико кричит, когда вдруг видит какого-нибудь сгорбленного старика.

Ведь вода точит камень, а ребенок сначала смеется и не верит вам, пугающим его Бармалеем, но потом возникает тот самый страх, избавиться от которого уже трудно. Всему виной то, как именно стращают взрослые маленьких детей — они говорят о Бабае очень эмоционально, зловещим голосом, делая страшные глаза. Тут уж любой в красках представит себе несуществующего страшилу.

Давайте разберемся, можно ли вообще пугать ребенка и кем именно, если все-таки можно? Психологи, например, утверждают, что такой метод воспитания является самым худшим в истории, а гаже него может быть только избиение малыша или применение к нему какой-либо иной физической силы.

При этом нельзя пугать детей не только монстрами, но и вполне реальными людьми — например, незнакомым дяденькой, врачом с уколами или милиционером. Вырастет он и навсегда будет бояться весь окружающий его мир и испытывать к нему большое недоверие. Вы же потом не сможете его в кабинет к врачу затянуть, когда зуб заболит у ребенка.

Мало того, боязнь какого-то конкретного персонажа в конце концов выливается в новые проблемы: боязнь темноты, истерики, когда его оставляют в одиночестве, замкнутость. Особенно, если мама и папа спокойно говорят, что отдадут его какому-нибудь чуждому человеку, а потом о том, «что монстров на самом деле нет, спи давай, уже надоел своим плачем». Зачем говорить сначала одно, а потом показывать, что вам все равно на страхи ребенка?

Корни проблемы запугивания растут их недостатка терпения и свободного времени, когда родители, выбившись из сил, не могу доходчиво и подробно объяснить ребенку, почему ему не стоит так себя вести, прибегая к методу простому: «Пакостишь — получишь от Бармалея».

Жить в постоянном страхе ожидания, что к тебе в комнату может влезть через окно Баба-Яга и утащить в лес — уж извините, это слишком жестоко. Говорю это лишь потому, что сама раньше прибегала к такому методу воспитания, пугая сына Бармалеем, если он меня не слушался.

А зачем я это делала? По той же причине — усталость, нервы, желание скорее усыпить малыша, хотя меня саму в детстве пугали злобными монстрами и Бабо-Ягой в частности. Теперь я как-то неуютно чувствую себя одна, не люблю темноту, а ноги укрываю одеялом даже тогда, когда в комнате очень жарко.

Конечно, большую роль играют фильмы ужасов, которые я с упоением смотрела в детстве, но это явление я связываю уже с собственным осознанным выбором и желанием пощекотать нервишки. Да, оно оседает на подкорке головного мозга и даже когда ты, повзрослев, понимаешь, что Бабадука в реальности нет, все равно как-то не по себе становится. Больно уж триллеры нынче реальные снимают.

Кем пугают детей в других странах?

В основном, чудища, которыми родители пугают своих детей, сходны по внешнему виду или дурному воспитанию. При этом у каждого персонажа есть своя индивидуальная легенда, благодаря которой он появился на свет.

Бабай (Россия, Украина, Белоруссия)

Традиционно именно им в наших родных полосах пугают непослушных детей. В славянском фольклоре Бабаем называют ночного духа, правда при этом не описывая его как-то внешне. Тут играет на руку фантазия самих детей, представляющих его каким-то волосатым чудищем с длинными руками и красными глазами.

Однако на некоторых изображениях, представленных нам художниками, Бабай показан в виде чёрного старика с физическими дефектами: безруким или хромым, который ходит с большим мешком и забирает в него непослушных детей.

У татар бабаем называют дедушку, потому мой муж пугал сына Бармалеем — иначе бы ребенок стал бояться его родного дядю, старшего брата отца, которого Чина очень любит.

Бугимен (Великобритания)

В Англии пугать детей страшными ужасами любят так сильно, что людей тамошних можно не корить хлебом. Издревле здесь любили сочинять истории о старухе Пэг Паулер, которая обитает в реке Тис, на севере Англии, и утаскивает под воду непослушных детей. Она занимается этим преимущественно по воскресеньям, набрасываясь на тех ребятишек, которые вместо похода в церковь уходят на реку.

Ну, а Бугимен, которого боится вся Англия, безличен и принимает форму страхов, обитающих в голове ребенка. Он пугает не только хулиганов, но и тех, кто сует палец в рот, не ест суп и вообще ни во что не ставит родителей. Страшила трогает детей своими грязными пальцами, отчего по легенде у деток на руках высыпают бородавки.

Показывается Бугимен только ночью, а днем живет в шкафу или под кроватями — в общем там, куда прямой солнечный свет не попадает.

Омбре де косталь (Испания, Португалия, Бразилия)

Омбре дель косталя боятся все дети Латинской Америки. Еще бы нет: старый, тощий, злой, как собака, этот монстр не просто пугает непослушных ребят, он еще и садит их в свой большой мешок, потом утаскивает их в темноту и там съедает. В Бразилии, правда, история немного гуманней: там Обмре просто продает детей в рабство.

Не знаю, чем не угодили малыши родителям Чили и Аргентины, но там старик с мешком избавляет их от капризных ребят, во время обеда, когда по традиции Обмбре совершает свой зловещий обход.

Говорят, что легенда об этом страшиле имеет реальное основание: будто бы в 1910 году в существовал в Альмерии человек по имени Франциско Ортега. Он долгое время болел туберкулезом и искал лекарство от своей болезни, пока один целитель порекомендовал ему лечиться кровью детей, намазывая ее на грудь и выпивая по стаканчику жидкости за обедом.

Франциско похитил малолетнего Бернардо Гонсалеса Парра, посадил его в мешок, унес в поместье и там расправился с ребенком. От туберкулеза Ортега не излечился, да и прожил недолго: преступника поймали и казнили.

Черный Пит (Нидерланды)

Дети из Голландии боятся Черного Пита только в Рождественскую пору, когда он является в дома и хорошим ребятишкам приносит подарки, а плохих забирает в пустой мешок. Правда есть шанс спастись и просто остаться без подарков — если грехи твои тяжкие не тянут на преступление века и ты просто капризничаешь пару раз в день.

Персонаж Черного Пита упомянул в 1850 году Ян Шенкман, однако легенда о монстре была в ходу в Голландии в XV веке. Там образ Черного Пита напрямую был связан с пиратами, пугающими непослушных голландских детей.

Крампус (Австрия, Румыния, Южный Тироль, Южная Бавария)

Кто такой Крампус? Спросите об этом у детишек из Австрии или Баварии, где каждый ребенок хотя бы раз был запуган этим странным мохнатым чудищем с рогами. Персонаж, как и Черный Пит, считается рождественским, наказывающим непослушных деток и забирающим их в мешке (да что они все на мешках сговорились?).

Правда уносит Крампус деток не в подвал, а в царство Санта-Клауса, где там они трудом искупают провинности. Эти методы воспитания настолько нравятся некоторым родителям, что в Венгрии и Чехии люди наряжаются Крампусом в декабре месяце и в таком виде ходят по улицам, пугая маленьких детей звоном цепей и колокольчиков.

Коко (Латиноамериканские страны)

По сути Коко — это довольно милый персонаж, который выглядит, как простая тень на крыше. Она следит за каждым ребенком в отдельности и если он ведет себя плохо, то похищает его и... ест. Коко кровожаден, хоть и мил: он запросто сделает так, что этого ребенка никогда не найдут ни собаки, ни полиция. По-крайней мере, об этом родители рассказывают своим детям.

Костоправ (Франция)

Костоправ — это не доктор из травматологического отделения, это чудище из Франции которое приходит к детям, не желающим вовремя ложится спать. Днем он прячется где-то глубоко под крыльцом дома или в темном чулане, но лишь только на город спускается ночь, выбегает на свободу и принимается искать непослушных деток.

Костоправ не из воздуха появился: в XIX веке, когда французы да и мир вообще еще не слышал об обезболивании, именно из логова врача-костоправа раздавались самые жуткие и страшные вопли, пугавшие детей. Наверное, там и находится его логово — чудища, которое хватает маленьких французов и уносит за спиной в далекие дали.

Тэк-Тэк (Япония)

Самым страшным монстром всея мира можно по праву назвать японского Тэк-Тэка. Это жуткий призрак женщины Касимы Рэйко, которую переехал поезд, разрубив пополам. Неупокоенная душа нарушительницы ПДД разгуливает теперь по улицам Японии, вернее, ползает по ним на локтях, таская за собой обрубки и пачкая асфальт кровью.

Жутчайшая легенда — и что сделали японские дети своим родителям? Ведь они пугаю их образом Тэк-Тэка, которого слышно за версту по жуткому стуку локтей (именно за этот звук призрак назвали). Самое страшное, что по легенде то же самое происходит и с непослушными детьми, которые играют на улице допоздна и не слушают родителей. Их настигает Тэк-Тэк и махом убивает, разрубив своей косой пополам.

Так что наши страшилки с Бабой-Ягой еще цветочки по сравнению с фантазией Японцев. В любом случае — и те и другие истории психику ребенка разрушают, а должного воспитательного эффекта не производят. И когда вы открываете рот для того, чтобы сказать малышу. Что его сейчас заберет Кикимора, вспомните о моей статье и просто скажите своему сокровищу: «Я так сильно тебя люблю, ты у меня самый лучший ребенок на свете!».

А вы пугаете своих деток монстрами? Какими? А вас в детстве родители пытались воспитывать страшилками о Сереньком волчке или Бабае? Повлияло ли это на страхи сегодняшние или же сыграло вам только на руку?

1. Баба-Яга 28

2. Милиционер 21

3. Бармалей 10

Вопрос 2: Кто живет в пустыне?

1. Верблюд 43

2. Ящерица 19

4. Страус 8

6. Черепаха 2

Вопрос 3: Чем люди занимаются на пляже?

1. Загорают 51

2. Купаются 12

3. Отдыхают 7

5. Глазеют 4

6. Играют в карты 3

Вопрос 4: Что кладут в суп?

2. Картошку 15

6. Приправы 2

Вопрос 5: Кто задает слишком много вопросов?

2. Учитель 10

3. Жена/Муж 9

4. Следователь 6

5. Журналист 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Интеллектуальная игра "Счастливый случай"

В игре принимают участие три команды по 6 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая команд начнет первой. В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды

Каждая команда поочередно бросает игровой кубик (кубик сделан из большой картонной коробки, обклеенной со всех сторон цветным скотчем). На четырех сторонах нанесены единицы, на одной - ноль, еще на одной - подкова. Если на верхней грани кубика выпадает единицы, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, команда получает 1 балл, если подкова - это означает, что команде повезло, у нее "счастливый случай" и за правильный ответ на этот вопрос она может получить 3 балла, если выпадет ноль - переход хода. В процессе первого гейма каждая команда кидает кубик 7 раз.

Вопросы первого гейма могут быть следующими:

1. У какого слона нет хобота? (у шахматного)

3. Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили. Сколько углов стало? (пять)

4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай)

5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми - ля - ми)

6. Чем кончается день и ночь? (мягким знаком)

7. В какой сказке девочка отправляется зимой за цветами? ("Двенадцать месяцев")

8. Домашний Дед Мороз. (Холодильник)

9. Какие две ноты растут в огороде? (фа - соль)

11. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед)

12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)

13. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят)

14. Детский юмористический киножурнал. (Ералаш)

15. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь)

16. Какой жук носит имя того месяца, в котором он родился? (майский)

17. У каких птиц крылья покрыты чешуей? (пингвины)

18. Продукт, который получают из свеклы и тростника. (Сахар)

19. Подземная железная дорога. (Метро)

20. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

21. Какое топливо добывают в болоте? (торф)

2-й гейм "Заморочки из бочки"

Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков. Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий задает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла.

Вопросы второго гейма:

С помощью какого предмета главный герой сказки нашел свое счастье - мудрую жену, которая была заколдована? (стрела)

Она пришла к нам из сказки Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка)

В какой сказке действуют следующие живые персонажи: Луковица, Помидор, Вишня, Лимон, Тыква, Апельсин? ("Приключения Чипполино")

Игрушка - главный герой книги, которому дали смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.(игла)

При царе Иване 1 были выпущены монеты, на которых изображен всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (копейка)

3-й гейм "Темная лошадка"

Перед началом гейма проводится игра со зрителями. Им предстоит угадать, какая телезвезда посетит сегодняшнюю игру. Зритель, угадавший телезвезду, получает приз. Например, пусть звездой будет А.Б. Пугачева (ее играет соответственно одетая девочка). Выход "А.Б. Пугачевой" начинается с ее песни ("Мал-помалу"). Далее она объясняет правила 3-го гейма. Она загадала одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, она будет давать подсказки к нему. Таких подсказок будет 5. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй - 4 балла, и так по убыванию. Начинает отвечать команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

Подсказки:

1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела.

2. У нее появилось много друзей, для которых устраивались приемы.

3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее.

4. Дело кончилось свадьбой.

5. Самым ценным достоянием героини был самовар.("Муха-Цокотуха")

4-й гейм "Гонка за лидером"

Каждой команде подряд задают 20 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той из команд, у которой меньше баллов.

Вопросы для первой команды:

1. Корова в детстве? - теленок

2. Дом автомобиля? - гараж

3. "Семь раз отмерь, один…" - отрежь

4. Костюм космонавта? - скафандр

5. Северная столица России? - Санкт-Петербург

6. Какой город летает? - Орел

7. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный?- грязный

8. Автомашина, считающая чужие деньги? - такси

9. Герой кукольных народных представлений? - Петрушка

10. Отец деревянного мальчика? - папа Карло

11. Участок земли под овощами? - огород

12. Вода в газообразном состоянии? - пар

13. Одновременный ход королем и ладьей в шахматах? - рокировка

14. Седьмая буква в слове "Электрификация"? - буква "и"

15. Площадка для бокса? - ринг

16. Что делает еж зимой? - спит

17. Есть ли на свете Оранжевое море? - нет

18. День веселья, радости, торжества? - праздник

19. По-итальянски "тартуфель" а по-русски…? - картофель

20. Волшебная скатерть, на которой сама собой появляется еда? - Самобранка.

Вопросы для второй команды:

1. Колобок, обросший иглами? - еж.

2. Дом собаки? - конура

4. Личный транспорт Бабы-Яги? - ступа/помело

5. Кто говорил волшебные слова: "Сим, Сим, откройся!"?- Али-Баба

6. Ребенок козы? - козленок

7. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? - нет

8. Что идет, не двигаясь с места? - время

9. Ремни или веревки для управления лошадью в упряжке? - вожжи

10. Какой ключик получил Буратино у черепахи Тортиллы? - золотой

11. Равносторонний прямоугольник? - квадрат

13. Какая из нот не нужна для компота? - соль

14. Кто говорит на всех языках? - эхо

15. Место представления в цирке? - арена

16. Какой овощ напоминает летающую тарелку? - патиссон

17. Кто может лежать на доске с гвоздями? - йог

18. Появляется на железе от сырости? - ржавчина

19. Эмблема государства? - герб

Вопросы для третьей команды:

1. Мальчик с деревянным носом? - Буратино

2. Городское заведение для зверей? -зоопарк

3. В кого превратился гадкий утенок? - в лебедя

4. Спрятанные сокровища? - клад

5. Фрукт, которым отравили принцессу? - яблоко

6. Мороженое в шоколаде? - эскимо

7. Дышит ли цыпленок в яйце? - да

8. Что можно увидеть с закрытыми глазами? - сон

9. Какого размера носил сапоги дядя Степа? - 45-го

10. Место на площади для торговли? - базар

11. Перерыв между актами в спектакле? - Антракт

12. Ночью указывает путь кораблям? - маяк

13. Сборник географических карт и таблиц? - атлас

14. Очень запутанная дорога? - лабиринт

15. Говорящая птица? - попугай

16. Название, какого овоща произошло от латинского слова "капут"? - капуста

17. Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? - одинаковые

18. Сколько дней в високосном году? - 366 дней

19. Знак почтовой оплаты? - марка

20. Лошадиный символ удачи? - подкова.

В конце 4-го гейма подсчитывается общий итог игры. Все команды в соответствии с набранными баллами получают призы. Победители получают медали в форме подковы.

"Сто к одному"

В игре участвуют две команды по 5 человек. Команда имеет свое название и свой "клич" (девиз). Командам дается домашнее задание: представить каждого участника каким-либо оригинальным способом. В начале игры появляется ведущий. Он приветствует всех зрителей и приглашает команды на сцену. Команды представляются друг другу, после чего начинается сама игра. Игра проходит в 5 туров и ничем не отличается от телеверсии, кроме того, что перед "Игрой наоборот" проводится игра со зрителями.

Тур 1. "Простая одинарная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на единицу.

Вопрос: Что прячут от детей?

1. Спички 58

2. Лекарства 12

3. Конфеты 6

4. Острые предметы 6

Тур 2. "Двойная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на два.

Вопрос: Где люди знакомятся?

1. В гостях 27

2. На улице 21

3. В транспорте 14

4. На работе 13

5. На дискотеке 8

6. В ресторане 6

Тур 3. "Тройная игра"

Каждое очко, заработанное командой, умножается на три.

Вопрос: Чего нельзя делать на лекции, а очень хочется?

1. Болтать 41

2. Играть 11

3. Спать 10

4. Смеяться 9

5. Списывать 5

6. Есть/Жевать 5

Игра со зрителями

Зрителям задается вопрос. Выигрывает тот, кто сможет угадать самый непопулярный ответ на данный вопрос.

Вопрос: Кто плавает во льдах?

1. Ледокол 25

3. Тюлень 16

4. Айсберг 14

5. Пингвин 7

6. Белый медведь 5

Тур 4. "Игра наоборот"

Командам также предлагается определить самый непопулярный ответ на вопрос, тот ответ, который находится на самой нижней строке табло. После того, как ведущий задал вопрос, командам на обдумывание дается 30 секунд. Далее команды говорят свои версии (начинает команда, у которой меньше баллов). Ведущий открывает все табло и после этого команды узнают свои результаты. Счетная комиссия подсчитывает общий итог и определяет команду (набравшую наибольшее количество баллов), которая будет играть в "Большую игру". Все игроки, как проигравшей, так и победившей команды, награждаются памятными призами.

Вопрос: Самое важное изобретение человечества?

1. Колесо 15

2. Велосипед 30

3. Свет, электричество 60

4. Телевизор 120

5. Телефон 180

6. Огонь 240

Тур 5. "Большая игра"

Команда победителей выделяет двух участников, которые и будут играть. Чтобы победить в Большой игре, им в сумме нужно набрать 200 очков. Один участник (который будет отвечать на вопросы вторым), уходит за кулисы. Первому участнику задают 5 вопросов. Он отвечает на все, после чего определяется, сколько баллов он набрал. Далее приглашается второй участник, и ему задают те же вопросы. Если его ответ совпадает с ответом первого игрока, звучит звуковой сигнал, после чего он должен изменить свою версию и сказать другой ответ. Далее подсчитывается общая сумма Большой игры, и команда получает супер-приз или нет.

Не пойдёшь чистить зубы - появится Мойдодыр и устроит тебе головомойку. Не будешь доедать - Баба-яга съест тебя самого. Ляжешь на краю - придёт серенький волчок и укусит за бочок. Взрослые часто прибегают к помощи сказочных персонажей, чтобы добиться от ребёнка послушания.
Но действительно ли запугивание - эффективный метод воспитания? И не приведёт ли оно к проблемам в дальнейшей жизни ребёнка? The Village обсудил этот непростой вопрос с педагогом и психологом.

Анна Федосова

Монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Когда родитель пугает ребёнка с целью добиться послушания, ребёнку транслируется сообщение: «Я, твоя главная защита и опора в мире, могу тебя оставить». Условие, которое назначается дальше, не меняет того факта, что существуют обстоятельства, при которых родитель может оставить ребёнка или кто-то злой разлучит ребёнка с родителем. Чем младше ребёнок, тем больше масштаб эмоциональной катастрофы. Для младенца мама - почти весь мир, для дошкольника - важная часть мира, но даже для младших школьников и подростков родители важны, и отношения с ними остаются в какой-то степени прообразом всех иных отношений. Если родитель может оставить меня, значит, всё в этом мире, что мне дорого, может меня предать и покинуть.

Разумеется, единичный случай вряд ли вызовет глубочайшую травму на всю жизнь, хотя многое зависит от эмоционального напряжения в ситуации и впечатлительности ребёнка. Но, к сожалению, чаще всего ребёнку грозят не однажды. В России запугивание - довольно распространённый педагогический приём. Нельзя сказать, что это не вносит свой вклад в то, как много в нашей стране мрачных взрослых, которые не ждут от жизни щедрости и таят в себе опасение, что всякое счастье обернётся разочарованием. Даже примета на этот счёт имеется: много смеяться - к слезам.

В большинстве случаев, когда родитель реагирует угрозой на нежелательное поведение вместо объяснения, что именно плохо и как это исправить, взрослый даёт расплывчато-негативную оценку ситуации (не веди себя плохо), а то и личности в целом (не будь капризным, жадным), или требует того, что невозможно выполнить только по одному своему желанию (уснуть, успокоиться).

Обычно ребёнок не имеет намерения вести себя плохо: он ведёт себя так, как смог придумать. У него есть потребность, которую он хочет удовлетворить, но не знает как, или есть чувства, может быть, не доставляющие радости ему самому. Пока родитель не показал, как вести себя правильно, а ребёнок этого не понял и не запомнил, неясное «перестань вести себя плохо, а не то...» больше похоже на «перестань действовать, перестань быть собой». Вместо того чтобы помочь ребёнку разобраться, как он может себя вести, мы учим ребёнка отвергать либо себя, либо некоторые свои чувства. Это серьёзный удар по самооценке, вере ребёнка в собственную значимость и успешность, по конгруэнтности.

Большинство родителей не сознаёт, сколь малому ребёнок способен научиться, пока он боится. Развивающийся мозг ребёнка в стрессовой ситуации сосредотачивается на том, что уже умеет, а не на усвоении нового. Он бросает все усилия на выживание в ущерб обучению, даже если ситуация не опасна, а только оценена как угрожающая. Страх хорошо учит только одному - держаться подальше от всего, что связано со страшным. Более сложные выводы страх делать мешает.

Если для запугивания используется не персонаж (Баба-яга, Мойдодыр), а реальный собирательный образ (случайный встречный, полицейский, доктор), то ребёнок начинает бояться таких людей. То есть взрослые сами учат детей не доверять новым знакомым, избегать полицейских и врачей. Одно дело - учить детей, чтобы они держались родителей в толпе и никогда не позволяли себя увести постороннему, и совсем другое - учить их видеть в каждом встречном угрозу. Потом потребуется не один тренинг социальной компетентности, чтобы повзрослевший ребёнок стал коммуникабельным и инициативным в общении с новыми людьми. И, конечно, не нужно учить ребёнка бояться тех, кто по долгу службы должен бы нам помогать.

В целом ребёнок, который поверил родительским угрозам, испытывает постоянный стресс, вызываемый страхом, который как минимум тормозит его развитие, а как максимум может провоцировать такое нервозное поведение, как энурез, заикание, тики, обгрызание ногтей.

К тому же рано или поздно к ребёнку приходит понимание, что угроза взрослым исполнена не будет: мама не оставит его, сколько бы ни грозилась; бабушка не отдаёт чужому дяде, хотя столько раз обещала; вопреки папиным рассказам, никакой Бабай, сколько ребёнок ни капризничал, его не забрал. Ребёнок начинает подозревать, что родители говорят неправду. К сожалению, это не отменяет перечисленных негативных эффектов, а только прибавляет ещё один. Взрослый не просто теряет привычную возможность воздействовать на ребёнка страшилкой для принуждения - он сам открывает ребёнку свою беспомощность в установлении дисциплины, когда тщетно взывает к помощи устрашающего внешнего фактора.

Ребёнок нуждается в защите и руководстве не только фактически, но и психологически. Ему важно ощущать, что он, многого не понимающий в мире вокруг, находится под охраной заботы любящих и авторитетных взрослых. Практически за каждым несносным поведением ребёнка стоит невысказанная надежда уяснить границы допустимого. Детям нужны не только ограничения и жёсткое руководство: прекрасна игра, а не правила, но игра без правил перестаёт существовать. Ограничения дают свободу действий, отсутствие ограничений даёт хаос.

Важно понимать, что запугивание не имеет ничего общего с информированием или возможностью столкнуться с последствиями. Когда мы сообщаем ребёнку об опасности и объясняем, как конкретно нужно действовать, чтобы этой опасности избежать, мы помогаем ребёнку стать более осведомлённым, знающим, успешным.

Если опасность велика и мы не можем позволить ребёнку с ней столкнуться, мы устанавливаем правила поведения и добиваемся, чтобы ребёнок следовал правилу. Если же опасность невелика, то можно предупредить ребёнка, убедиться, что он понял, и предоставить ему свободу действий. При этом важно быть готовым принять любой исход, не злорадствовать и помочь справиться с последствиями. Действуя таким образом, вы помогаете ребёнку научиться принимать на себя ответственность, справляться с проблемами, следовать правилам и ограничениям, принятым в вашей семье, саду или школе, которые он посещает.

Наталья Смирнова

психолог центр практической психологии «Магикато»

Пугать - бесперспективное занятие. Страх порождает неуверенность перед окружающим миром, даёт повышение тревожности. У ребёнка становится меньше шансов стать успешным по жизни. Почему же родители пугают детей? Мы, родители, это делаем в тех случаях, когда не можем что-то разъяснить ребёнку, договориться с ним, заставить сделать так, как мы считаем правильным.

Психика ребёнка до пяти лет устроена так, что он принимает все сказанное родителями за чистую монету. В зависимости от темперамента и впечатлительности каждый ребёнок реагирует на страшилки по разному: сангвиники пропускают информацию про Бабу-ягу мимо ушей, а меланхолик в ужасе потом просыпается от кошмаров на эту тему. Также детская психика устроена таким образом, что вымышленный персонаж воспринимается как реальный. И всякие Мымры и Бабайки обрастают дополнительными подробностями. И если этот персонаж из фантазий ребёнка предстанет перед родителями в виде живой картинки, то, поверьте, родитель тоже придёт в ужас. Тому свидетельством могут быть детские рисунки про страхи, которые дети рисуют на консультациях у психологов.

Коллекция пугающих образов может быть различна. Например, если вы пугаете ребёнка дядей-полицейским, который едет за плохими ребятами, то будьте готовы к тому, что формируете искажённый образ профессии. Ведь какие они, эти плохие ребята, ребёнок домысливает сам. И если он потерялся, то чувствует себя плохим, а значит, не обратится к полицейскому за помощью, а убежит от него. Ещё распространённый способ напугать - доктор с уколом. Это вековая пугалка, она испытана ещё на наших родителях и звучит особенно убедительно. В результате дети безумно боятся врачей.

Я хотела бы порекомендовать родителям не жалеть времени на разъяснения ребёнку того, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нельзя. Спокойно и без страшилок. Тогда вы получите уверенного, спокойно спящего ребёнка, которому в будущем не придётся тратиться на психологов.

Иллюстрация: Настя Григорьева