12.03.2024

Проведения экспериментирования с дошкольниками учителя логопеда. План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №166 «Цветик-семицветик» г. Чебоксары

Занятие - экспериментирование в средней группе:

«Путешествие с капелькой»

Подготовил воспитатель:

Иванова Алина Валерьевна

г. Чебоксары,2016

Цель: Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
  • Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Ход занятия:

Воспитатель : Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришло очень много гостей. Давайте поздороваемся с ними и подарим им своё хорошее настроение.
Воспитатель: Поудобней садитесь,

Не вертитесь, не крутитесь.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

К нам капелька в гости пришла.

(показ игрушки Капелька) Посмотрите, какая она (грустная)

Но почему она такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно появилась на свет и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Воспитатель: Ребята, поможем капельке?

Дети: Да, мы расскажем Капельке о ней.

Воспитатель: Где живет капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель: Из чего состоит капелька?

Дети: Она состоит из воды.

Воспитатель: Молодцы! А где можно встретить воду?

Дети: В реке, море, океане (разные ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

Дети : Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.

Воспитатель : Да ребята всем нужна вода. А как ещё мы с вами каждый день используем воду дома и в детском саду?

Дети: Мы умываемся, чистим зубы, моем руки. Мама моет полы, готовый обед, стирает, поливает цветы;

Воспитатель : Молодцы, ребята!Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода - это жизнь! Пришло время нам с вами немного отдохнуть, выходите ко мне.

Физкультминутка.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную и волшебную игру "Ходят капельки по кругу" .

Я - мама Тучка. Вы превратитесь в моих деток-капелек, если скажете такие слова:

Дождик, дождик лей,

Тёплых капель не жалей

Для лесов, для полей

И для маленьких детей

И для мам и для пап

Кап-кап, кап-кап.

(вот вы и превратились в капельки) .

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли сначала маленькими ручейками, а затем встретились и стали большой рекой. Текла-текла речка и попала в океан (по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. Попросили они солнышко:

Свети, свети, солнышко,

На чистую водицу.

Стали капельки лёгкими, испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Воспитатель: Превращаю вас снова в детей.

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вот только Капелька не совсем поняла, как выглядит вода, и какая она бывает. Давайте познакомим ее с водичкой?

Дети: Давайте.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Послушайте, что это? (Звучит аудиозапись журчания воды)(ответы)
Правильно вы догадались, это наша волшебница вода приглашает нас в лабораторию заняться там волшебством.

Опыт № 1 «Вода - это жидкость». Воспитатель берет бутылку с водой и стакан (заранее приготовленные).

Воспитатель: Перельём воду из бутылки в стакан. Что происходит с водой?

Дети: она переливается из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Слышите? Как звучит? (буль-буль-буль) Вода льется, и мы слышим ее. Что мы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили). А если она льется, значит, она какая?

Дети. Жидкая.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас мы это проверим.

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с молоком? А, что я положила в стакан с водой?

(Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему в стакане с молоком предмет не видно, а в стакане с водой видно?

(Ответы детей).

Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находиться в чистой воде, мы сможем увидеть.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас что любит больше всего пить?

Дети: Сок, чай, молоко и т.д.

Опыт №3 : «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте

сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Дети : Вкусный, сладкий.

Воспитатель : Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю

попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А

какая вода?

Дети: Вода безвкусная!

Опыт № 4:» На определение запаха»

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде. Давайте присядем на стульчики и напомним Капельке, что мы узнали о ней.

Дети: Жидкая, прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха.

Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам своих подружек - «Капелек» (раздает детям медальки с видом капельки)

Дети: Принимают подарки от «Капельки» и благодарят ее.

Воспитатель: Дружите с ними и берегите их, потому что без воды не будет жизни на земле!

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТь ДЕТЕЙ

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Тимахова Т.А.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно, что было исследовано им самостоятельно.

Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными. Это мертвый груз. Ребенок на занятии пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих к подобным находкам и открытиям.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания. Мы адаптировали к индивидуальным особенностям детей и включили в содержание некоторые занятий модифицированные задания и упражнения

«Конструирование букв». На столах - палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв.

«Реконструкция букв» – вариант упражнения конструирования букв. Как из одной буквы получить другие? (Передвинуть палочку или добавить, объединить бросовый, природный материал и т.д.)

Игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер).

Игра «Кто больше соберет слов». Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор). Подбор слов к заданной звуковой модели. Перед детьми схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Нужно подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме). Усложненным вариантом работы детей с мо­делью является игра-загадка. Загадывается определенное слово, дети должны отгадать с помощью наводящих вопросов: оно живое? неживое? предмет? какой формы? из чего сделан?

Подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов - с ударением на первом, втором, третьем слоге и т.д.

Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка.

Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т.д.

Подбор слов к данной рифме. Например: сок - лесок, носок, поясок, голосок и т.д.

Работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»).

Перестановка слов с целью получения нужной фразы. Например: «Фатимы у красивая кукла».

Соединение частей разорванных предложений. Например: «Падает липкий. Снег громко лает. Шарик».

Составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку.

Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.

Чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения.

Развивающая игра «Читай-ка на шариках» (автор Воскобович и другие подобные игры).

Разгадывание ребусов (особенно с использованием предлогов - умение выбрать нужный предлог).

Отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.).

Особое внимание в организации экспериментальной деятельности детей мы уделили работе по индивидуальным карточкам. Сначала использовали карточки с заданиями, опубликованными в методической литературе. Затем, видя интерес детей к подобному роду заданий, мы изготовили карточки с заданиями возрастающей сложности. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам имеет большое значение, как для детей, так и для педагога.

Для детей:

Обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения - чтению;

Создают условие для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

Развивают различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;

Закрепляют запас имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова, степень подготовленности руки к выполнению графических на­выков;

Формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;

Формируют навыки са­моконтроля и самооценки.

Для педагога:

Снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной работе с детьми;

Позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;

Налаживают отношения с детьми, особенно с малоконтактными.

Работу по карточкам проводили на индивидуальных занятиях, как один из видов контроля фронтальных занятий, а так же при проведении коррекционной работы ребенка с педагогом и рекомендовали родителям для игр с детьми дома.

Все задания на карточках сопровождали яркими иллюстрациями, которые защитили специальной пленкой, что давало возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.

Предлагаем перечень примерных задания – экспериментов, которые мы проводили с детьми:

Составь звуковые модели слов, сравни их.

Составь звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.

Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.

Соедини картинку со звуковой моделью.

Соедини между собой картинки и звуковые модели.

Исправь ошибки в звуковой модели слова.

Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.

Подбери три слова к звуковой модели.

Составь слово по первым звукам названий картинок.

Составь слово по вторы» звукам названий картинок.

Составь слово по последним звукам названий картинок.

Определи место звука [л] в словах (в начале, середине, конце).

Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по твердости - мягкости.

Выдели первые звуки в названиях картинок. Назови парные им звуки по глухости - твердости.

Запиши слово буквами. Какие еще слова можно составить из этих букв?

Сколько слогов в слове? Напиши цифру в квадрате.

Соедини картинку со слоговой схемой.

Соедини между собой картинки и слоговые схемы.

Подбери по одному слову к каждой слоговой схеме.

Составь слово по первым слогам названий картинок.

Составь звуковую модель слова. Сколько всего звуков в слове? Дай характеристику каждому звуку. Запиши слово буквами. Сколько всего букв в каждом слове? Раздели слово на слоги, поставь ударение.

Составь предложение по картинке и графической схеме.

Составь по одному предложению по каждой графической схеме.

    Колесникова Е.В. Веселая грамматика для детей 5-7 лет. М., 2008.

    Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М., 2000.

    Пожиленко ЕЛ. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.

    Узорова О.В., Нефедова ЕЛ. 1000 слов для фонетического (звукобуквенного) разбора. Развитие фонематического слуха. М., 2007.



Карточка № 6. Соедини между собой картинки и слоговые схемы

Голдинова Ирина Юрьевна

Конспект занятия по экспериментированию «Наши открытия о воздухе»

В средней группе

Цель :

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования .

Задачи :

Познакомить детей со свойствами воздуха ;

Дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Развивать навыки проведения опытов;

Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

Воспитывать умение работать сообща;

Воспитывать дружеские отношения между детьми;

Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование :

Воздушный шарик ;

Бейджики по количеству детей;

Нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;

Полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

Прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;

Стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);

Духи;

Тазик с водой;

Веера по количеству детей;

Кораблики;

Крышки от фломастеров (по количеству детей);

Воздушный шарик;

Трубочки;

Гуашь;

Альбомные листы.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам на занятие прилетел Воздушный шарик. Посмотрите, какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью. Ребята, мы поможем Воздушному шарику?

Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь.

Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать )

А кому ещё нужен воздух? - Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?

Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие ученые-исследователи провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила : не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.

Проходите в лабораторию, не забудьте пристегнуть бейджики - вот теперь мы научные сотрудники.

Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Садитесь за столы.

Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы.

Посмотрите на исследовательскую доску.

На первой схеме изображен глаз .

Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Да, правильно, - как можно увидеть воздух?

Опыт 1. «Поймай воздух» .

Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.

Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха , он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.

Вывод : воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и у тебя в животике, Воздушный шарик – в тебе тоже воздух, хоть мы его и не видим.

Опыт 2 «Есть ли воздух в стаканчике

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Вывод : салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.

Опыт 3 «Воздух в человеке »

А внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки
. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? – Надо подуть в трубочки. Что мы видим? Появились пузырьки - это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? – мы подули в трубочки.

Вывод : значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человек есть воздух! Мы им дышим!

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? - Нос .

Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха ?»

Предложить детям понюхать воздух – не слышно запаха .

Дать понюхать детям духи.

Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.

Физкультминутка.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок…

Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? - Руки.

Как вы думаете, что руки могут обозначать? - Как почувствовать воздух.

Опыт 5. «Движение воздуха »

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется ) .

Опустите кораблики на воду. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.

Вывод : ветер – это движение воздуха.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано – ухо.

На какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?

Опыт 6. «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.

Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк , воздух.

Вывод : воздух можно услышать разными способами.

Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе?

Вывод 1: Воздух существует!

Вывод 2: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Вывод 3: Воздух без запаха.

Вывод 4: Воздух живет вокруг нас и внутри нас

Вывод 5 : Воздух можно услышать разными способами.

Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.

Наш эксперимент подходит к концу, вы все были внимательными, активными. Воздушный шарик повеселел, он много узнал о воздухе.

Наши коллеги- ученые оставили вам в подарок трубочки для проведения в детском саду игры- опыта «Рисование воздухом».

С помощью воздуха можно рисовать: надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны.

И в садике можно, кто захочет, нарисовать Воздушному шарику картины в подарок, чтобы он уже больше никогда не грустил.

А теперь, уважаемые коллеги - научные сотрудники, мы сейчас возвращаемся в детский сад, Надеюсь, вы сможете повторить увиденные эксперименты, и сможете придумать новые.

Спасибо за работу, до свидания!


Игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы.

«Расскажи — и я забуду.
Покажи — и я запомню,
Дай попробовать — и я пойму»
/китайская пословица/

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ используются игры-эксперименты.

Наиболее полно и отчетливо воспринимается и запоминается ребенком то, что было ему интересно. Психологами доказано, что занятия, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными.

Ребенок на занятии отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса, он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их.

На логопедических занятиях дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, добывая знания.

Учиться играя, экспериментируя! А что же такое игра, эксперимент?

Игра — это дидактический и социально важный вид активности, воспитывающий умение коллективно реагировать, коллективно действовать.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность.

В.А. Сухомлинский писал:

«В мире нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

А эксперимент — это «проба, опыт, попытка осуществить что-либо»

Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи :

  1. расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  2. развитие у детей мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобще­ния;
  3. развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  4. формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  5. развитие абстрактного и логического мышления детей.

Примеры игр-экспериментов

Приведу примеры игр-экспериментов, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушение речи-ОНР).

Прежде всего мы стараемся связать экспериментальную деятельность детей с изучаемой лексической темой.

Что это дает?

  • Идет закрепление лексико-грамматических средств языка,
  • Развивается связная речь,
  • Логическое мышление.
  • А самое главное, дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод.

I. Тема «Фрукты».

Заносятся две тарелки накрытые салфетками (два яблока: одно зеленое, другое красное)

Загадка, помогающая понять, что на тарелках:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.(яблоко)

Обобщение (что это овощ или фрукт?)

Цвет, форма.

Что можно приготовить? Как это назвать?

Вопрос: не пробуя на вкус, определить какое из этих яблок сладкое, а какое кислое?

Ответы детей. Пробуем на вкус, находим правильный ответ, делаем выво­ды.

2 варианта:

Зеленое яблоко — сладкое, красное — кислое,

И зеленое, и красное яблоко сладкое.

II . Тема «Игрушки»

«Что тяжелее?»

Два игрушечных петушка, одинаковые по размеру, но один из глины, другой из пластмассы.

Вопрос: какая игрушка тяжелее?

Ответы детей. Пробуем, делаем выводы: глиняная игрушка тяжелее.

Игры-эксперименты с мячом.

Загадка про мяч:

Круглый, гладкий и пузатый –
Больно бьют его ребята.
Почему беднягу бьют?
Потому что он надут.

Из какого материала можно изготовить мяч, как он будет называться?
Что может делать мяч? (прыгать, катиться, его можно бросать и т.д.)

Какой мяч? (слова-признаки).

Варианты эксперимента:

а) возьмем два одинаковых по размеру мяча, только один из резины, второй — из пластмассы.

Вопрос: какой из мячей при ударе об пол будет скакать?

Ответы детей.

Дети ударяют поочередно мяч об пол и делают выводы.

б) Два мяча, одинаковые по размеру и оба резиновые. Один мяч мы не трогаем, в другом сделаем дырочку, что произойдет?

Ответы детей.

А сможет ли такой мяч прыгать, скакать? Ответы детей.

А теперь давайте проверим. Детям предлагается постучать об пол сначала спущен­ным мячом, потом обычным.

Есть ли разница, в чем причина?

Вывод: чем больше воздуха в мяче, тем лучше скачет.

в) Утопить в воде спущенный мяч, обычный.

Ставится вопрос,

Ответы детей,

С помощью демонстрации подтверждаем правильный ответ.

Делаем выводы.

«Что плавает, что тонет? »

Две ложки: одна из металла, другая из дерева.

Какая из этих ложек утонет, а какая нет? Почему?

Дети делают выводы: деревянные предметы не тонут, железные тонут.

Игры-эксперименты с песком.

Проводим на улице в песочнице, направлены на развитие тактильной чувствитель­ности и мелкой моторики рук.

1) «Куличики»

Одна часть песочницы с сухим песком, другую поливаем водой.

Из какого песка можно сделать «куличики» из сухого или мокрого?

2) «Пройтись» ладонями по поверхности песка, выполняя разные движения.

Вопрос: на какой половине песочницы следы виднее отчетливее, где сухой песок или мокрый?

Ответы детей.

«Сколькими способами может передвигаться человек? »

Цель: развитие общей моторики, активизировать в речи детей глагольный словарь.

  • человек живой или неживой?
  • по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвиже­ния.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т.д.

«Сколькими способами можно напиться?»

Цель: развивать мыслительные способности детей.

Примерные варианты — выпить из кружки, полакать из блюдца, пить через трубочку.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Цель: развивать мыслительные способности детей, активизировать в речи детей прилагательные и глагольный словарь. Материалы и оборудование на каждого ребенка, все это должно быть чистым и соответсвовать гигиеническим нормам.

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т.д.)

Придумать разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то.

Подводятся итоги, выявляется, кто больше придумал способов, как можно есть хлеб.

Делаются выводы: человек может использовать большое количество разных спосо­бов, чтобы есть хлеб.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, в частности игры — эксперименты, создаются благоприят­ные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познава­тельной, эмоционально-волевой сферах.

Пимкина И.Н.,
учитель-логопед

Марьям Мирошниченко (Ханапиева)
Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие -экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода »

Задачи :

1. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении;

2. Познакомить со свойствами воды;

3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;

4. Воспитывать бережное отношение к воде;

5. Обогащать и активизировать словарь;

6. Развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;

7. Воспитывать умение работать сообща.

Ход занятия : (Формирование положительной мотивации)

Воспитатель :

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.

Дети : Доброе утро!

Сегодня к нам на занятие пришла Капелька , посмотрите, какая она грустная и печальная.

Послушайте ее историю : Капелька недавно родилась и совсем ничего про себя не знает. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.

Ребята, как вы думаете, мы сможем Капельке что-нибудь рассказать о ней?

Конечно, а! Итак, начнем прямо сейчас.

Капелька из чего состоит? (Из воды) . И живет она где? В воде.

Молодцы А где мы можем встретить воду? (в реке, море, кране и т. д)

В : Ребята, а Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?

(Показ и рассматривание картинок)

Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям. А нам, в детском саду, нужна вода?

А для чего?

Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.

Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!

В : Молодцы ребята! Вы сказали все правильно : растениям нужна вода

и их нужно поливать водой - иначе они погибнут.

Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы) . Людям вода

просто необходима : пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.

Ни одно живое существо не может жить без воды.

Вы слышади о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить!

В : Дети, а вы знаете, что вода волшебная . С ней можно играть, проводить

различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?

Тогда прошу за столы!

В : Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода (дети показывают) .

В : Как вы догадались? Как мы это определили что нам помогло?

Д : Вода прозрачная, а молоко нет.

В : А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?

Опыт № 1 : «На определение прозрачности воды»

В : Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?

Д : Да

В : А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?

Д : Нет

В : Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.

А скажите ка мне ребятки, какого цвета вода?

Опыт №2 «На определение цвета воды»

В : Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные крышки. Я буду опускать в воду эти крышки по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных крышек) Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь крышка по цвету?

Д : Нет.

В : Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды? Нет. Значит вода бесцветная.

Посмотрите, Капелька чуть улыбнулась. Она немного о себе уже узнала, и обрадовалась, а мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись

1,2,3,4. Вот как славно освежились

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе раз - это брас

Одной другой - это кроль.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Ну что продолжим.

Опыт №3 : «На определение вкуса воды»

А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?

Д : Вкусный, сладкий.

В : Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус) . Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А

какая вода?

Д : Вода безвкусная!

В : А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон.

Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?

Д : Кислая.

В : Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.

Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

Опыт №4 : «На определение запаха воды»

Д : Нет.

В : Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

Д : Есть.

В : А почему вода с лимоном пахнет?

Д : Потому, что лимон пахнет.

В : Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у

Молодцы, вижу, вы много знаете о воде. Давайте напомним Капельке что мы

узнали? И что вода прозрачная, бесцветная, без вкуса и запаха. Посмотрите,

какая Капелька веселая и радостная стала. На память о себе она хочет

подарить вам своих подружек - “капелек”.

Дружите с ними и берегите их!

Публикации по теме:

«Волшебница – вода» План: 1. Беседа о воде. 2. Рассказ воспитателя о значении воды. 3. Подвижная игра «Капельки и тучки». 4. Опыт.

Комплексное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница-вода» Цель занятия: Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки,.

Программное содержание: 1. Закрепить с детьми свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Уточнить значение ее для всего живого.

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.